В Петербурге на 76-м году жизни после непродолжительной болезни скончался известный композитор Андрей Петров. Всенародную любовь музыканту принесли песни к популярным кинофильмам. Андрей Петров написал музыку к 70 кинокартинам, среди которых «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Служебный роман».

Киновед Александр ШПАГИН: «От нас ушел человек, сделавший эпоху в киномузыке. Про Андрея Петрова, как ни про какого другого композитора, можно сказать, что в одно прекрасное утро он проснулся знаменитым на всю страну. Это произошло после выхода на экраны в 1961 году «Человека-афмибии», где была песня, которая мгновенно стала культовой для целых поколений: «Эй, моряк, ты слишком долго плавал». Она неслась из всех окон, из всех магнитофонов, звучала на всех советских вечеринках. Было от чего сойти с ума – в стране появился свой, русский рок. Одновременно с ним пришла новая музыкальная лирика, как никогда раньше выражавшая душевное состояние.

«Лучше лежать на дне, в сизой прохладной мгле» из того же «Человека-амфибии» и потрясающая песня 62-го года «Если радость на всех одна, на всех и беда одна» из фильма «Путь к причалу» Георгия Данелии, с которым Петров работал и впоследствии. В 60-е годы Петров, Вайнберг, Каравайчук, Таривердиев создали в кино новое музыкальное пространство, они не иллюстрировали изображение, как было раньше, а работали на контрапункте, вступали с ними диалог, подчас в спор. Петров писал музыку ко многим фильмам Рязанова и вместе с ним стал «великим утешителем» своего времени.

Мелодия, на которую легли слова «любое время года надо благодарно принимать» успокаивала и облегчала жизнь, в которой погода была отнюдь не благодатной. Он был великий лицедей в музыке – это становится особенно ясно, если послушать его оперы, например, «Маяковский начинается», где использована вся музыка Серебряного века, от народных хоров до городских романсов и декадентских виньеток в духе Вертинского.

На рубеже 80-х он, как и Паулс на эстраде, становится основоположником «салонного» направления в советской музыке, но продолжает сочинять общепопулярные вещи, как, например, знаменитая мелодия из «Белого Бима – Черное ухо», где Бим бежит за поездом, исполнявшаяся почти на всех концертах. Успех и признание в народе и у власти сопутствовали ему с самого начала до последних лет жизни, когда он написал музыку к «Петербургским тайнам». Он был счастливым человеком и оставил, помимо замечательной музыки, исключительно талантливую дочь – Ольгу Петрову».

16.02.06

четверг

«Новые Известия»

***