Россияне в прошлом году «обогащались» с меньшей скоростью, чем в 2004-м. Такие выводы можно сделать из опубликованных Центробанком основных экономических показателей за 2005 год. Рост реальных денежных доходов населения составил 8,8% — это более чем на процент ниже аналогичного показателя 2004-го. Вроде бы налицо снижение динамики. Но эксперты считают, что доходы наши все равно растут слишком быстро.

В начале прошлого года правительство мечтало, что наши реальные доходы (за вычетом инфляции и обязательных платежей) вырастут на 9,6%. Потом, правда, снизило свой прогноз до 9,4%. Реалии оказались еще более скромными — наши доходы в 2005 году выросли всего на 8,8% (в 2004 году — 9,9%).

Но эксперты не спешат рвать на себе волосы от жалости к населению.

«Особого регресса нет, — уверен ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. — Скорее у нас другая проблема — доходы растут слишком быстро. Нефтедоллары нам позволяют решать проблемы в социальной сфере. Например, в прошлом году впервые повысили пенсии, что и отражается на благосостоянии». И, по мнению Анны Бланк из Экономической экспертной группы, несмотря на тенденцию снижения темпов роста доходов населения, они по-прежнему растут быстрее, чем экономика в целом. Темпы роста ВВП замедляются. Вместе с ним начинают снижаться и темпы роста доходов.

Вместе с этим эксперты отмечают, что динамика реальных доходов не совсем отражает уровень благосостояния населения. Этот показатель в течение года подвержен значительным колебаниям. Поэтому специалисты предпочитают опираться на уровень реальной зарплаты. А вот ее стремительный рост экспертов настораживает. «В прошлом году зарплаты выросли на 9,7%, а производительность труда — всего на 5%, — замечает Дмитрий Белоусов. — И тут встает вопрос: сколько мы сможем выносить практически двукратный разрыв в этих показателях?» Как полагает эксперт, пока приток нефтедолларов остается значительным, такое положение еще терпимо. Но если цены на нефть перестанут расти или того хуже — начнут падать, бизнес будет просто вынужден пойти на увеличение производительности труда. Звучит хорошо, но только на первый взгляд. На практике этот процесс обернется, как выражаются специалисты, высвобождением занятости. То есть элементарным ростом безработицы.

«Сейчас этого не происходит, так как этот процесс встречает противодействие местных властей, — рассказывает Дмитрий Белоусов. — Они понимают, что не справятся с социальными последствиями увеличения безработицы, и давят на бизнес». Но в случае ухудшения экономической ситуации сохранение рабочих мест приведет к снижению прибыльности предприятий и снижению инвестиций. А на это бизнес вряд ли пойдет.

Проблема усугубляется еще и тем, как мы используем свои выросшие доходы. Мы, естественно, больше потребляем, причем усиливается акцент на более качественные и дорогие товары. Во многом наш повысившийся спрос удовлетворяется за счет импорта, с которым мы научились конкурировать по цене, но не по качеству. В результате замедляются темпы промышленного производства, которое в 2004 году выросло на 8,3%, а в прошлом — всего на 4%. Вот как нас избаловала дорогая нефть. Судите сами, с чем мы останемся, если она подешевеет.

www.izvestia.ru

***