Полигон для государства. Борис Алешин предлагает отобрать за долги у «АвтоВАЗа» исследовательскую площадку
Глава «Роспрома» Борис Алешин вчера в очередной раз высказывал различные варианты будущего российского автопрома в целом и «АвтоВАЗа» в частности. Он, как автор идеи о возможности создания национального автомобильного холдинга на базе крупнейших в России машиностроительных предприятий, после выступления Владимира Путина на эту тему вынужден был скорректировать свою позицию.
По его словам, государство не инициировало процесса по объединению, в частности, «АвтоВАЗа» и КамАЗа, и эта идея должна прорабатываться не министерствами, а самими акционерами, «принудиловки здесь не просматривается», — цитирует главу агентства Интерфакс.
Г-н Алешин отметил, что у государства недостаточно собственных активов, чтобы влиять на процесс консолидации в автопроме так же эффективно, как это происходит в авиастроении. При этом он указал, что, по его данным, государство собирается приватизировать 34% акций КамАЗа, и иных намерений в отношении этого пакета у чиновников нет. А вот что касается будущего «АвтоВАЗа», то г-н Алешин выдвинул новую идею: за долги государство зачем-то желает получить исследовательский полигон в Тольятти, сообщает AK&M.
Как известно, недавно было высказано предложение конвертировать долг «АвтоВАЗа» перед бюджетом в акции компании, которые перейдут государству. Источники, близкие к руководству предприятия, утверждают, что эта идея еще обсуждается. Однако ряд госcтруктур, в частности Минэкономразвития, выступают против этого плана. Глава министерства Герман Греф недавно публично заявил, что его ведомство не будет рассматривать эти предложения до тех пор, пока «АвтоВАЗ» не подготовит бизнес-план развития на ближайшие годы.
Видимо, в связи с негативной реакцией на это со стороны МЭРТ «Роспром» придумал другой способ взыскания долга «АвтоВАЗа». По словам г-на Алешина, он составляет 2,7 млрд руб. «Он реструктуризирован, но является обременением для компании, и одна из задач — правильно распорядиться частью активов «АвтоВАЗа» для развития всего автопрома», — сказал глава «Роспрома». Поэтому, утверждает он, «есть идея переуступки полигона в Тольятти государству». По его словам, в правительстве уже готовится соответствующий проект постановления. В то же время г-н Алешин отметил, что окончательное решение еще не принято, «но мы все больше и больше склоняемся к этому решению». Кроме того, по его словам, государство рассматривает возможность создания на базе испытательных полигонов в Дмитрове, Тольятти и НАМИ национальной исследовательской лаборатории. Зачем это все нужно государству, г-н Алешин не сказал.
На «АвтоВАЗе» тем временем новая команда менеджеров из «Рособоронэкспорта» решила упорядочить отношения с теми партнерами завода, сотрудничество с которыми, по их мнению, осуществлялось не на самых выгодных для предприятия условиях. Как известно, топ-менеджеры говорили, что «АвтоВАЗу» представляется невыгодной работа его совместного с концерном General Motors предприятия ЗАО «GM-АвтоВАЗ» (производит в Тольятти модели Chevrolet-Niva и Chevrolet-Viva). Избранный генеральным директором предприятия Игорь Есиповский сразу после собрания акционеров, избравших новую команду управляющих, заявлял журналистам, что «последние несколько месяцев СП работает при нулевой или немного отрицательной рентабельности», поэтому «необходимо все проанализировать, поскольку ситуация тут сложная».
Вчера управляющий директор GM по России и странам СНГ Уоррен Браун заявил на встрече с журналистами, что не видит проблем у совместного с «АвтоВАЗом» предприятия. По его мнению, работа СП успешна, и никаких причин для недовольства у партнеров по поводу его деятельности быть не должно: у предприятия нет долгов, у него положительные финансовые потоки, оно имеет прибыль по итогам хозяйственной деятельности и выплачивает дивиденды своим акционерам. «Лично я считаю, что наше предприятие в том виде, как оно сейчас на самом деле работает и существует, превзошло все первоначальные ожидания инвесторов компаний-соучредителей», — заявил г-н Браун. Впрочем, г-н Браун заметно нервничал, отвечая на вопросы журналистов. Но заявил, что «GM-АвтоВАЗ», «пожалуй, лучшая компания в автомобилестроительной отрасли в России, я уверен, что лучшая». Тем не менее финансовых результатов, которые, по заявлению руководства «GM-АвтоВАЗа» и российского подразделения GM выглядят блестяще, никто не раскрыл, ссылаясь на утвержденный регламент.
Анна ЛАНДЕР
Время новостей
N°26
15 февраля 2006
***