В обзоре российских газет:

    * Путин и де Вильпен за «тегеранскую муллократию»

    * Талгат Таджуддин призвал «лупить» гомосексуалистов

    * Российских олимпийцев встретили по одежке

Первым делом — самолеты?

Визиту в Россию премьер-министра Франции Доминика де Вильпена российская пресса уделяет пристальное внимание. Его прочат в следующие президенты Франции, потому все высказывания и действия главы французского кабинета министров нашли отражение на страницах газет.

«Доминик де Вильпен проложил «ХАМАСу» дорогу в Кремль», — таким на первый взгляд странным заголовком начинает статью «Коммерсант». Оказывается, премьер-министр Франции «был настолько впечатлен Москвой и ее успехами, что даже одобрил визит в российскую столицу руководства палестинской организации «ХАМАС»».

Во время визита в Москву Доминик де Вильпен провел много времени к компании своего российского коллеги Михаила Фрадкова. Министры обсудили торговые отношения России и Франции, а также привлечение в РФ французских инвестиций и совместную космическую программу.

«Франция поддержала позицию России по Ирану», — вторят «Коммерсанту» «Новые Известия». Во вторник российский президент Владимир Путин и премьер-министр Франции Доминик де Вильпен призвали Иран выполнить требования Международного агентства по атомной энергии и полностью остановить работы по обогащению и переработке урана.

В их совместном заявлении говорится, что «российское предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана для иранских АЭС пользуется широкой поддержкой мирового сообщества».

«Это заявление прозвучало резким диссонансом с позицией госдепартамента США, отказавшегося от каких- либо компромиссов с «тегеранской муллократией»», — отмечают «Новые Известия».

«Время новостей» в материале о визите французского премьер-министра не оставляет без внимания и экономический аспект, и замечает: «По ХАМАС странам договориться оказалось проще, чем по некоторым экономическим проблемам».

В газовой отрасли все в порядке — французская компания «Газ де Франс» уже ведет переговоры с «Газпромом» об участии в строительстве Северо-Европейского газопровода. А в авиакосмической области сохраняются нестыковки.

Французы недооценивают качество российского учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ и самолета-амфибии Бе-200. По поводу первого еще колеблются, а вторым уже предпочли канадские «Бомбардье». «Подобное недоверие, — замечает «Время новостей», — по словам российского премьера, «сужает рамки взаимодействия»».

Еще про одну модель самолета, из тех, продажу которых Франции пытается наладить Россия, вспомнила «Независимая газета». В материале с романтичным заголовком «Валентинка из Парижа» проблемы поднимаются серьезные. «В день всех влюбленных российский премьер не постеснялся высказать претензии французскому коллеге», — иронизирует издание.

«От Доминика де Вильпена потребовали конкретики: собирается ли Франция приобретать российский региональный самолет (RRJ)?», — пишет «Независимая газета». «Михаил Фрадков, — продолжает издание, — не счел бестактностью напомнить, что решение устанавливать на RRJ французские двигатели принималось с расчетом, что эта машина будет востребована и авиакомпаниями Франции».

«Российская газета» вопрос о приобретении RRJ называет «облачком», которое затуманило «благостную атмосферу переговоров».

«Преступление против Бога»

«Верховный муфтий пошел против гей-парада», — так озаглавлена статья в «Коммерсанте».

«Талгат Таджуддин назвал гомосексуализм «преступлением» и призвал «лупить» представителей секс-меньшинств», — пишет издание. Заявление приурочено к подготовке в Москве гей-парада.

По словам Таджуддина, «у геев нет никаких прав».

«Они преступили черту,- добавил он.- Иметь нетрадиционную ориентацию — это преступление против Бога. Пророк Мухаммед приказывал убивать гомосексуалистов».

Издание пишет и о реакции на это заявление организаторов гей-парада.

«Это совершенно неприемлемая позиция для демократического государства,- приводит газета слова одного из организаторов фестиваля Николая Алексеева.- Такие заявления равноценны открытому призыву к убийству, насилию, и мне кажется, власти на них должны жестко реагировать».

Пресс-секретарь столичного мэра Сергей Цой отметил в беседе с корреспондентом, что гомосексуалисты вряд ли смогут провести свою акцию. Ведь против проведения такого парада уже высказывался мэр Москвы Юрий Лужков.

Сами высказывания Талгата Таджуддина резко осудили российские правозащитники. Глава общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев заявил «Коммерсанту»: «Это не очень умный шаг со стороны одного из духовных лидеров российских мусульман. Сейчас (в разгар карикатурного скандала) совершенно неуместно позиционировать себя как радикального исламиста».

«В заявлении муфтия эксперты усматривают больше признаков пиар-акции, нежели искреннего праведного гнева», — пишут «Новые Известия».

В разгар «карикатурного скандала» муфтий поразил единоверцев следующим комментарием: «Так уж реагировать не нужно. Напечатали и напечатали, это их взгляд, они имеют на это право».

«С какой целью сделал это г-н Таджуддин?, — спрашивают «Новые Известия». — Чтобы лишний раз привлечь внимание к своей персоне? Или чтобы реабилитировать себя в глазах единоверцев после оригинальных высказываний о карикатурах? И то, и другое, но есть еще и третье объяснение. На днях в Казани пройдут выборы нового муфтия республики, и глава ЦДУМ своим демаршем против геев, очевидно, рассчитывает прибавить лишние очки своим кандидатам».

«Русский размах» фирмы Bosco

«Одежда умирает последней», «Слишком уши торчат» и, наконец, «Леонид Тягачев пообещал разобраться с Михаилом Куснировичем». Все эти заголовки в российских газетах — предвестники большого олимпийского скандала. На этот раз не допингового, а рекламного.

«Стремление компании «Боско ди Чильеджи», в чью форму одеты российские спортсмены, выделиться на фоне итальянских гор всеми доступными и запрещенными способами, похоже, выходит для нашей команды боком», — пишет «Время новостей». Руководители МОК пригрозили дисквалификацией отечественным спортсменам, если «ретивый спонсор не умерит свой пыл».

Европейская компания, как пишут газеты, расклеила рекламу на наших олимпийцах «с русским размахом»: «Если свой дом приемов (а на Олимпиадах по традиции особняки для представительских целей арендуют практически все ведущие страны), то самый большой — шестиэтажный, да еще с катком. Если угощение — то икра ложками, водка ящиками, чебурашки и фуфайки болельщиков всем гостям. Даже видавшие виды западные бизнесмены были поражены российско-итальянским «хлебосольством»».

Согласно правилами олимпийской хартии «не разрешается реклама в районах проведения соревнований на стадионах или над ними и в местах соревнований, которые считаются входящими в олимпийские объекты».

Спонсор российской команды требование проигнорировал. И был не одинок: «Нелепо думать, что руководители отечественного спорта не знали об этом. Ведь незадолго до Олимпиады аналогичный скандал разгорелся с молдавскими спортсменами. Их обязали срочно переделать форму, поскольку слишком выделялся спонсорский логотип».

«Коммерсант» уверяет, что «Bosco Sport одержал моральную победу в Турине». И приводит переписку МОК с национальным олимпийским комитетом.

За день до начала олимпиады российская сторона получила уже ультиматум. Тогда НОК России переправил письмо в офис компании «Боско». «Глава компании Михаил Куснирович, очевидно, решил, что против него работают конкуренты, — пишет «Коммерсант».

Днем раньше у бизнесмена состоялся резкий разговор с руководством Союза биатлонистов России, который, по мнению господина Куснировича, срывал его контракт, заключенный с НОК России.

«По этому контракту выигравшие соревнование спортсмены, в том числе и биатлонисты, обязаны выходить на награждение в официальной российской олимпийской форме. В тот день наши биатлонистки как назло выиграли две медали, золотую и серебряную, и получили медали в форме фирмы Adidas. Господин Куснирович устроил скандал руководству федерации по этому поводу прямо на лыжне», — констатирует издание.

Тем временем руководство сборной решило заклеивать логотип производителя на куртках олимпийцев: «Два логотипа на куртке из трех теперь заклеены непрозрачной ленточкой, любезно предоставленной итальянской фирмой Kappa, которая специализируется на производстве спортивной одежды».

А господин Куснирович, по мнению «Коммерсанта», в душе «все-таки до сих пор надеется, что Adidas ведет против него торговую войну».

«Новые Известия» доливают масла в огонь, и сообщают, что российские биатлонистки Светлана Ишмуратова и Ольга Пылева получали награды в спортивных брюках фирмы Adidas, потому что компания Bosco выдала им форму не по размеру.

Обзор подготовила Ольга Караулова,

Служба мониторинга Би-би-си

Би-би-си

*