Тайна, покрытая “ИЛом”. Кто вернет домой десантников, 25 лет назад погибших в Афганистане?
(МК). Четверть века назад, 26 декабря 1979 года, недалеко от Кабула разбился “Ил-76” — наш самый большой, самый надежный транспортный самолет, безотказно выполнявший полеты, связанные с переброской тяжелой техники и воинских подразделений. “Черный ящик” найти не удалось, поскольку самолет упал высоко в горах в труднодоступном месте. Вернее, кабина с экипажем оказалась по ту сторону хребта, куда еще как-то можно было добраться, и останки летчиков с большим трудом, но достали. А салон, где находились 34 десантника и техника, упал в недоступное ущелье, и только в сентябре этого года их удалось найти.
Сразу после падения самолета военные пытались добраться до места катастрофы. О том, как это было сложно, рассказывают сохранившиеся записи о проведении поисково-спасательных работ:
“26.12.1979. При выполнении посадочного маневра потерпел катастрофу самолет “Ил-76” с экипажем, десантниками и техникой на борту. Он врезался в одну из вершин, окружающих аэродром Кабула. В результате погибли 7 человек экипажа и 34 десантника. На улице уже темнело, и эху мощного взрыва в горах предшествовала сильнейшая вспышка, мгновенно осветившая заснеженные горы.
27.12.1979. Утром генерал-майор Егоров А.А. вылетел на вертолете “Ми-8” в предполагаемый район катастрофы, но точного места падения из-за сильного снегопада не нашли.
28.12.1979. Руководитель оперативной группы военно-транспортной авиации вызвал группу альпинистов ЦСКА, которые проходили тренировочные сборы на Тянь-Шане. Для них это было полной неожиданностью, и они очень сожалели, что с ними нет обеспечивающего их вертолета, экипаж которого натренирован для посадок и спасательных работ в горах. Все альпинисты в ярких пуховиках заметно выделяются среди серо-зеленой массы войск.
30.12.1979. На горе высажено 8 альпинистов, 2 авиационных инженера и 5 десантников. Есть договоренность с госпиталем о перевозке тел, погибших в авиационной катастрофе, в морг.
В 16.00 Вертолет “Ми-8” обнаружил гребень горы в месте удара “Ил-76”, одна часть самолета на одной стороне, другая — с другой стороны гребня, наиболее интересующие части находятся с противоположной стороны того склона, на котором установлена палатка альпинистов.
01.01.1980. В 10.30 альпинисты нашли кабину “Ил-76” с останками тела Шишова — помощника командира корабля…”
Дальнейшие поиски результатов не дали. Спасательные работы были остановлены 4 января 1980 г.
* * *
Осенью прошлого года ассоциация “Вымпел-Союз” получила информацию об обнаружении места падения самолета. Поступила она от одного из афганцев, с которым советская разведка сотрудничала во время войны. Его люди побывали на месте катастрофы и сделали фотографии.
Изучив снимки, эксперты поняли, что найден тот самый “Ил-76”. На борту у него находилось 17 полевых кухонь, которые перебрасывались в Кабул. У полевых кухонь особенные колеса — тонкие, со сплошной резиной. Так вот на снимках хорошо видны именно такие колеса.
Фотографии и фрагменты самолета и оборудования были переданы в Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав государств-членов СНГ. Поисковики комитета вместе с тольяттинской ассоциацией ветеранов Афганистана стали готовиться к экспедиции на место падения “Ила”.
Собрали деньги — помогли “АвтоВАЗ”, его директор Стацук Геннадий Николаевич — и в декабре прошлого года отправились в Афганистан. Экспедиция состояла из четырех человек: старший группы Михаил Желтаков от Комитета по делам воинов-интернационалистов и трое тольяттинцев, бывших десантников, воевавших в Афгане, — Валерий Новиков, Александр Котов и Сергей Алещенков.
Первый заход оказался неудачным. Самолет упал в 60 км от Кабула, но чтобы добраться до ближайшего к месту падения населенного пункта, пришлось ехать в объезд 250 км по опасным горным дорогам.
Долго петляли вокруг заветной точки, пока не убедились, что на машине к месту катастрофы не подобраться. Нет дороги, только ослиная тропка через хребет Нафидунья. Пешком — минимум полтора дня.
Вторая попытка была предпринята пятого сентября 2005 года. В Кабуле экспедиция наняла вертолет “Ми-8-МТ” у частной фирмы. Договорились, что оплата будет идти, пока крутится винт.
Взлетели, набрали высоту. Горы — под пять тысяч метров, обломки самолета лежат на высоте 4269 метров. Двадцать минут летели, еще двадцать минут искали место. Не нашли. Сели в лощину возле кишлака Сурхи-Парса. Летчик не стал выключать винты, сказал: “Сейчас подойдут люди с оружием, будем говорить”.
Два афганца с автоматами действительно появились мгновенно. Подробно объяснили, где нужное место. Вертолет набрал высоту 4700 метров, и через десять минут взорам поисковиков открылась картина, от которой сжалось сердце. Воронка, образовавшаяся на месте падения, — огромная яма, заполненная водой. Вокруг разбросано ржавое железо.
“Если сядем, — сказал пилот, — не взлетим, тяги не хватит”.
Сбросили с вертолета памятный знак, сделали круг памяти и спустились вниз. Сели у кишлака Сейл-Задех. Взяли снаряжение и пошли карабкаться на хребет, за которым лежал погибший самолет. Решили подняться на высоту и установить второй памятный знак.
Пока приклеивали его к камням, внизу у вертолета собралось человек двести местных жителей, многие с оружием. В вертолет уже забрались их руководители. Все были напряжены. Не понимали, что у них делают нежданные гости.
Ситуация складывалась крайне неприятная. Одно неверное движение, и дело кончится плачевно. Возьмут в плен, в заложники, спрячут так, что никто и не найдет никогда. И ничего не сделаешь — их вон сколько…
“И тут до меня дошло, что они не носят бороды! — рассказывал Желтаков. — Исмаилиты! А я несколькими днями раньше встречался с лидером исмаилитов Саид-Мансуром Надери. Говорил, что мы отправляемся на поиски самолета в провинцию Бамиан, и он сказал: “Если что, ссылайтесь на меня”. И дал свою визитку”.
Визитка немедленно была продемонстрирована сейлзадехцам, и настроение сразу изменилось. А когда гости объяснили цель своего визита, отношения превратились в почти дружеские. Местные жители пообещали не срывать памятный знак и показать потом недалеко еще одно место, где в войну упал другой советский самолет.
В тех горах много наших самолетов разбилось. Гиблое место…
* * *
Место падения “Ил-76” найдено. Место, где погибли З4 десантника, где лежат их останки.
Чтоб их родные получали пенсии, они были признаны погибшими и похороненными, хотя на самом деле их правильно было назвать пропавшими без вести. Ведь их тела так и не смогли достать…
Поисками самолета занималась не государственная структура, а общественная организация. Но собрать останки, перевезти их в Россию, сделать анализы, идентифицировать и передать родственникам общественная организация не в состоянии. На это у нее нет ни прав, ни денег.
Такими вещами обычно занимается государство. Например, в Минобороны США есть специальное Управление по делам погибших и пропавших без вести. Его руководитель имеет высокий ранг, он заместитель министра обороны. Кропотливые поиски ведутся до тех пор, пока останки не будут найдены. Десять лет, двадцать, тридцать, сорок…
Только в России работа ведется по четырем направлениям — разыскиваются американские военные, пропавшие без вести во время Второй мировой войны, холодной войны, войны в Корее и войны во Вьетнаме. Начальник московского офиса Майк О’Хара рассказал мне, что во времена холодной войны над Россией были сбиты по крайней мере десять американских самолетов-разведчиков — в основном на Дальнем Востоке и над Черным морем. Американцам уже удалось найти останки 21 летчика. Останки 10 летчиков нашли в Армении.
Прошлой весной под Владивостоком, на Океанском хребте в глухом лесу, благодаря местным журналистам удалось найти место падения самолета, который с большой вероятностью может оказаться разведчиком ВМФ США P2V Neptune, сбитым силами советской ПВО в ноябре 1951 года.
Туда тоже трудно было добраться. Но американцы добрались. Фрагменты с места падения О’Хара передал на экспертизу. Если версия подтвердится, останки будут идентифицированы в центральной лаборатории на Гавайях и переданы родственникам десяти членов экипажа.
А кто вернет останки З4 десантников?
У нас тоже есть Комиссия при Администрации Президента, которая занимается поисками пропавших и погибших. Уже год, как ее возглавляет генерал Шаманов, экс-губернатор Ульяновской области. Но место, где лежит разбившийся самолет, было найдено еще в сентябре, а Комиссия до сих не проявила к нему ни малейшего интереса. Так же, как и Министерство обороны.
* * *
Семнадцать лет назад из Афганистана ушла Советская армия. В афганской земле остались лежать наши парни, которых невозможно было найти и забрать с собой. Но это не значит, что они обречены остаться там навечно.
Военнослужащий отдал жизнь, исполняя свой долг перед государством. Государство обязано исполнить свой долг — похоронить его на Родине. И, конечно, заниматься этим должны военные, а не энтузиасты от общественности.
…В понимании наших военных долг перед павшими сводится к третьему тосту, не чокаясь: “Простите, что не уберегли”.
Хорошая традиция. И долг совсем несложный.
Московский Комсомолец
от 15.02.2006
Юлия КАЛИНИНА
***