Одна и та же должность может подразумевать совершенно разный круг обязанностей. Из-за отсутствия общепризнанной традиции работодатели теряют время, выясняя профессиональный опыт кандидатов, и деньги, когда понимают, что были введены в заблуждение.

Компания “Русские отели”, которая занимается строительством коммерческой недвижимости, ищет финансового аналитика без малого год. “Я пообщался с 20 кандидатами на вакантное место, — рассказывает Константин Астахов, финансовый директор компании. — В нашем представлении финансовый аналитик — это специалист, который, учитывая текущую ситуацию на рынке, прогнозирует, куда вложить деньги, чтобы их стало еще больше. Во время собеседования выяснялось, что претенденты действительно обладают определенными навыками, например умеют анализировать финансово-хозяйственную деятельность компании. Но это абсолютно из другой области”.

“Вольное трактование названий должностей или профессий стало распространенной практикой с начала 1990-х гг., когда появились первые частные коммерческие структуры”, — отмечает Владимир Кудрявцев, старший консультант департамента управленческого консалтинга аудиторско-консультационной группы “Развитие бизнес-систем”. Фирмы в несколько человек возглавили президенты, а обычный продавец стал менеджером, добавляет он. “Слову «менеджер» вообще досталось больше всего”, — говорит Марина Олешек, старший вице-президент и начальник управления персонала Внешторгбанка. Из “управляющего какими-либо процессами, бюджетом и командой сотрудников” менеджер трансформировался в красивую вывеску, констатирует она. Она вспоминает, что в резюме и трудовых книжках ей приходилось встречать самые разнообразные вариации: “менеджер по уборке территории”, “менеджер по комплексной уборке второго этажа”, “сменный менеджер проходной” и даже “менеджер-сантехник”. “Однажды я искала специалиста высокого уровня в области управления человеческими ресурсами, — рассказывает Олешек. — Случайно увидела в Интернете резюме менеджера по персоналу. При встрече девушка попросила не обращать внимания на то, что там написано. Она честно призналась, что всего-то заполняла трудовые книжки, так как “почерк красивый”.

“Директором в одних организациях может быть человек, который отвечает за самостоятельное бизнес-направление и огромное количество подчиненных, в других — на этой же позиции находится сотрудник, которому статус просто пообещали при найме, чтобы ему комфортнее работалось”, — говорит Олешек.

“Игра в красивые названия до сих пор существует и вряд ли прекратится”, — считает Кудрявцев. Руслан Ильясов, HR-директор компании “Alcoa-Россия”, добавляет: “В частных коммерческих структурах могут быть самые разнообразные должности, вплоть до абсурдных. Никаких ограничений в общем-то нет”. При составлении тарифной сетки и должностных инструкций в качестве подсказки можно использовать “Общероссийский классификатор профессий, должностей рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов”. “Но это скорее важно для рабочих специальностей, чтобы не возникло проблем с получением льгот, если производство считается вредным, или расчетом пенсии”, — отмечает Ильясов. В отношении “белых воротничков” классификатор не действует. Подавляющее большинство работодателей этот государственный документ воспринимают как атавизм советского времени, уверен Кудрявцев.

Между тем свобода в трактовке должностей вряд ли на руку самим работодателям: при отборе кандидатов приходится тратить много времени на функциональный анализ профессионального опыта. И даже это не гарантирует от ошибок, отмечает Кудрявцев. “Ведь должность не отражает сути выполняемых работ и уровня ответственности”, — добавляет Олешек. Чтобы не обмануться, она просит соискателей на вакантные позиции указывать в резюме не только название позиции, но и уровень ответственности, обязанности и результаты работы.

Руслан Пашков, владелец и генеральный директор продовольственной компании “Гурман”, вообще не верит тому, что написано в резюме и трудовой книжке. “Там можно написать все, что угодно”, — категоричен он. Пашков вспоминает, как уволенный из его компании старший менеджер по продажам направил другому работодателю резюме, где представлял себя уже коммерческим директором. “Неправильно подобранный персонал обходится компаниям очень дорого”, — отмечает Кудрявцев. Его точку зрения разделяет Пашков. Согласно его расчетам, цена ошибки может превысить 10 окладов “неправильного” сотрудника.

Впрочем, разнобой в функциональном наполнении должностей работает в качестве механизма удержания. “Если вы назовете ценного сотрудника вице-президентом, его сложнее переманить. Конкурентам придется предложить не только хорошую зарплату, но и аналогичный статус”, — считает Кудрявцев из “Развития бизнес-систем”.

Анастасия Дагаева

Ведомости

14.02.2006, №25 (1552)

Ведомости

*