35 лет назад, в 1971 году, на экраны страны вышла комедия «Джентльмены удачи», мгновенно ставшая настоящим народным хитом. Реплики её главных героев давно стали частью «богатого и могучего» русского языка. Не это ли лучшее признание? Сегодня уже нет в живых ни режиссёра, ни актёров, сыгравших главные роли, а фильм помнят, любят и продолжают цитировать. О том, как создавалась картина, мы и решили рассказать читателям «Версии».

Многие и по сей день считают, что режиссёром картины был Георгий Данелия. На самом же деле «Джентльменов» снимал Александр Серый. А Георгий Николаевич вместе с Викторией Токаревой были авторами сценария. «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».

Идею фильма Данелии и Токаревой подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов. Но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент. А вот вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — это всё оттуда, с зоны. «Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», — вспоминает Токарева.

Итоговый состав актёров также отличался от первоначального. Да, главная роль, точнее даже две роли, сразу были отданы Евгению Леонову. А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров. Но не сложилось: Миронов, Быков и Никулин сниматься отказались. У кого-то не было времени, кто-то был уже занят в других проектах. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым.

«К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».

Но самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал потом Василий Алибабаевич. На самом деле Раднэра Муратова сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы, но, когда стало понятно, что съёмки надо начинать, а одного из главных героев нет, решили попробовать его. И получилось.

Как и в любом фильме, тем более комедийном, не обошлось без курьёзов во время съёмок. Помните кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде? На самом деле у актёра никак не получалось взгромоздиться на Бориса (так звали этого «корабля пустыни». — Авт.). Тогда режиссёр Александр Серый нашёл оригинальное решение: предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком, синхронно. А ведь даже если очень внимательно смотреть, никогда не догадаешься.

Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов любил рассказывать, как снимали этот эпизод: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».

Вспоминает Олег Видов: «Работа в фильме «Джентльмены удачи» была мучительно тяжёлой для меня. Когда я играл таксиста, Савелий Крамаров сидел справа от меня и произносил свой текст. А я не мог сдержать смеха. Режиссёр командовал: «Повернись и говори с человеком!» А я не мог! У меня слёзы текли от смеха, и все смеялись.

К удивлению создателей «Джентльменов», картина не легла на полку. Поначалу, конечно, вышестоящее начальство никак не хотело пропускать «блатную» ленту, где такое количество тюремной лексики. Как гласит легенда, фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Ну а потом фильм увидел и генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова. А по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает». Так картине был дан зёленый свет. Правда, после выхода фильма на широкие экраны у зрителей он имел просто ошеломляющий успех, а критики и чиновники от кино обвиняли его во всех смертных грехах. Главное, что «шили» фильму — дурновкусие. Но как вспоминал потом Евгений Леонов: «Фильм был очень популярен. Скажи кому-нибудь из зрителей, мол, мне не нравится — там, дескать, с эстетикой не всё ладно, — так тебя же ещё и побьют за это». Так и было. Да и сейчас, хотя всех «джентльменов» уже давно нет в живых, для миллионов зрителей они всё равно живы, как и жива любовь народа к этому фильму.

ЦИТАТЫ

Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!

— Девушка, а девушка, а как вас зовут?

— Таня.

— А меня Федя.

— Ну и дура!

Ты — вор! Джентльмен удачи… Украл, выпил — в тюрьму! Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!

Вот у меня один знакомый — тоже учёный — у него 3 класса образования… А он десятку за полчаса так нарисует — не отличишь от настоящей!

Женский туфли хочу. Три штуки. Размер 42, 43, 45.

Какой культурный нашёлся, а? А когда ты у себя там, на колонке, бензин ослиной мочой разбавлял, не был паршивым…

То — бензин, а то — дети!

А в тюрьме сейчас обед… макароны…

Газета "Версия"

***