Довольно странное по нынешним временам дело – на стол музыкальному обозревателю ложится диск группы, о которой он ничего не знает, выпущенный на неизвестной ему фирме грамзаписи, но при этом очень прилично оформленный, а по вскрытии целлофановой обложки выясняется, что музыка очень прилично записана и воспринимается легко и внятно.

БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ

Довольно странное по нынешним временам дело – на стол музыкальному обозревателю ложится диск группы, о которой он ничего не знает, выпущенный на неизвестной ему фирме грамзаписи, но при этом очень прилично оформленный, а по вскрытии целлофановой обложки выясняется, что музыка очень прилично записана и воспринимается легко и внятно. По нынешним временам каждый, даже самый мелкий релиз непременно сопровождается таким несусветным медийным шумом специально нанятых пиарщиков или самих музыкантов, что вот такой простой ход – прислать диск без всяких пресс-релизов и предисловий – оказывается самым верным. Разбирает любопытство – кто же такой смелый, что решил представить на суд критики музыку как таковую?

Группа Adler – это трое московских молодых людей, занявшихся музицированием уже в XXI веке. Поиграв понемногу в разных неизвестных составах, собрались вместе и записали 11 треков для дебютного альбома Adler «Love Airlines» (Adler Records). Господа, называющие себя «Сергей Verkligen», «Antti» и «Дмитрий Praxis», хотели бы, чтобы их музыку называли «инди-поп». «Инди» значит «независимый», и Adler, похоже, действительно не хочет зависеть – в первую очередь от необходимости петь по-русски, чтобы попасть в ротации на музыкальных СМИ. 9 из 11 песен «Love Airlines» записаны на языке Шекспира и Байрона. В Москве довольно много молодых команд, принципиально поющих по-английски, но большинство из них либо ориентируются исключительно на аудиторию клубов с экспатами, либо занимаются «чистым искусством», не рассчитывая ни на какой коммерческий успех. «Love Airlines» – вполне доступная по музыке группа, имеющая все шансы на популярность у масс. К тому же песни «Я иду в номер» и «Победа» ничуть не противоречат форматам русскоязычных радиостанций и могут «вытащить» остальной материал. Музыкально же «Love Airlines» – красивый пост-панк, аккуратный серф и гладкий брит-поп с исключительным вкусом в мелодиях. Ничего революционного, но и ничего отталкивающего. Радует присутствие клавишных Hammond, Farfisa и Rhodes, интригует голос вокалиста Сергея, подкупает сочетание традиций древних московских групп типа «Оберманекен» с саундом Roxy Music, The Smiths и Air. Ближайший аналог – французская группа Phoenix. Лучший трек – «Letter To The Woods».

Группа «Николай Коперник» к старому московскому альтернативному звуку имеет самое непосредственное отношение. В середине-конце 80-х она занимала в умах столичных меломанов место рядом с «Вежливым отказом», «Звуками Му», «Центром» и «Ночным проспектом». Альбом «Родина» (НК) был записан в 1985 году, а недавно переиздан к 20-летию группы. Чувства при прослушивании этого музыкального продукта возникают противоречивые. С одной стороны, новаторство коллектива, безусловно, вызывает восхищение. Можно себе представить, насколько радикальными для 1985 года были эти минималистичные гитары, дабовая ритмика и отстраненно-ироничные тексты. И холодновато-истеричный голос лидера команды Юрия Орлова, несомненно, должен был вызывать оторопь пополам с восхищением. С другой стороны, получить наслаждение от «Родины» вне контекста сегодня вряд ли получится: «квартирное» качество записи режет слух, да и в целом альбом звучит достаточно старомодно, лишь верные поклонники Дэвида Силвиана и группы Japan воскликнут: «Смотри-ка, и наши могли когда-то!» Самая печальная мысль, которая приходит в голову, состоит в том, что не только «Николай Коперник», но и все соратники Юрия Орлова по московской подпольной сцене 80-х давно вычеркнуты как из всех возможных форматов, так и из списков меломанских пристрастий. Столичные новаторские составы 80-х распались, а если говорить начистоту – сдались под напором 90-х с их новыми ритмами и новыми правилами музыкальной жизни. При этом все герои живы, они среди нас, но ни на что более смелое, чем юбилейные переиздания или редкие «реюнионы» по славным поводам, не решаются. Вот, например, весной нас ждет 20-летие «Вежливого отказа». О создании новых песен группы также не слыхать.

И еще одно переиздание, точнее, первое издание на CD известного материала. «Три песни старца» Алексея Хвостенко и Камиля Чалаева (Отделение Выход) – это четыре варианта композиции «Старец», лучше всего известной сейчас в исполнении Леонида Федорова из «Аукцыона». Если в трактовке Леонида Федорова произведение все же может восприниматься как песня, то в версии покойного единомышленника «Аукцыона» Алексея «Хвоста» Хвостенко и композитора-космополита Камиля Чалаева оно превратилось в объект для ряда довольно радикальных стилистических упражнений. Первые четыре трека – это исполнение «Старца» Хвостом в точном соответствии с традицией церковного песнопения, с небольшими вариациями. Пятый трек – абсолютно авангардное сочинение «Полихронион» на полчаса звучания, где на шумы, записанные господами Хвостенко и Чалаевым для спектаклей «Chantier Theatre», наложены псалмы в исполнении еще одного соратника Хвоста Анри Волохонского. Слушание не из легких, но голос господина Волохонского спасает все. Он сочетает в себе домашнее тепло и магнетизм «большого искусства», уют радиопьес и магию мистического театра, и поэтому «Полихронион» можно попробовать послушать не только фанатичным коллекционерам всего, что связано с Хвостом и «Аукцыоном», но и просто интересующейся авангардом публике.

№ 26 (№ 3357) от 14.02.2006, ВТ

"Коммерсантъ"

***