Автомобилестроение в Соединенных Штатах переживает кризис. Обремененные многомиллиардными финансовыми потерями, резким падением курсов акций и непрекращающимся сокращением доли рынка, вызванным конкуренцией иномарок, такие гиганты, как «Форд» и «Дженерал моторс» вынуждены бороться существование. Американская пресса — о проблемах этой отрасли.

«Сегодня наша почасовая заработная плата в два, три и более раз превышает рыночную», — говорит Стив Миллер, руководитель корпорации “Delphi”, крупнейшего производителя автомобильных запчастей

Руководитель компании «Дженерал моторс» Рик Вагонер предупреждает: «Мы готовимся сократить на 25 тысяч число рабочих мест на производстве в Соединенных Штатах».

«Эти сокращения являются болезненным последним средством выживания», — подчеркивает руководитель компании «Форд» Билл Форд.

Минувший год был для американских автомобилестроительных компаний ужасным. Под угрозой оказались рабочие места сотен тысяч американцев. Корпорация «Delphi» подала документы на банкротство, заявив, что более не может финансировать страховку здоровья и пенсионные расходы. «Философы могут рассуждать о справедливости. Я должен иметь дело с действительностью», — замечает Стив Миллер.

Потеря рабочих мест и сокращения заработной платы чреваты катастрофическими последствиями для рабочих.

Питер Моричи, профессор Мэрилендского университета, винит в происходящем профсоюз рабочих автомобильной промышленности (UAW). По его оценкам, «Форд» и «Дженерал моторс» производили автомобили, которые никто не хотел покупать, а профсоюз требовал слишком многого: «Членам профсоюза никто не объяснил, насколько несопоставимыми с остальным миром являются из заработная плата и льготы или даже, скажем – с обстановкой на заводах, открытых где-нибудь в штате Кентукки их конкурентами, например, компаниями «Тойота» или «Ниссан».

Иностранные автомобилестроительные компании с их производственными преимуществами и популярными машинами строят все больше заводов, главным образом, на территории штатов американского юга, не допуская профсоюзных объединений.

Энн Стивенс, один из руководителей североамериканского отделения компании «Форд» говорит, что его компанию спасут топливосберегающие модели машин: «Я не считаю, что мы запоздали с выходом на рынок наших гибридных машин. Мы первыми вышли на рынок с гибридной легковой машиной и с первым внедрожником».

Питер Моричи настроен скептически: «В долгосрочном плане, если они не проведут необходимых перемен, их доля рынка будет сокращаться, у них не хватит денег, и придется объявить банкротство».

Сотрудник вашингтонского института экономической политики Роб Скотт подчеркивает, что, подобно некоторым авиалиниям, «Форд» или «Дженерал моторс» могут объявить банкротство, чтобы сократить заработную плату и другие расходы: «Это новая модель реструктуризации компаний в условиях конкуренции на глобальном уровне».

Роб Скотт считает, что американскому автомобилестроению может понадобиться правительственная помощь. Если Америка не будет оберегать свою промышленность, то произойдет то, что произошло с Британией в XIX веке: «У них был самый высокий уровень жизни во всем мире. Но, в конечном итоге, экономическая мощь расточилась. Стоимость содержания империи опустошила казну британской системы. Люди отказывались вкладывать капитал. Заводы перекочевали за границу».

По словам Скотта, промышленность Соединенных Штатов стоит на краю пропасти.

Барри Вуд

12.02.2006

«Голоc Амepики» ▪ Russian

*