На восстановление имиджа Дании и Европы уйдут годы
(НГ). Однако о конфликте цивилизаций говорить не стоит, считает профессор Петер Вигго Якобсен. Профессор Петер Вигго Якобсен – директор Отдела изучения конфликтов и безопасности Датского института международных исследований (Копенгаген) – в интервью «НГ» анализирует ситуацию, сложившуюся после публикации карикатур на пророка Мухаммеда в датской газете «Юлландс-постен», дает оценку протестам, охватившим большую часть мира, и действиям властей.
– Как вы комментируете события, последовавшие за публикацией карикатур на пророка Мухаммеда? Как можно погасить протесты оскорбленных мусульман?
– Полагаю, что датские власти уже сделали все, что было в их силах: была проведена встреча с послами в Дании. Копенгаген выступил с призывом к спокойствию совместно с ООН и Европейским союзом, а также Организацией Исламской Конференции. Датчане также находятся в постоянном контакте с властями стран, где имели или имеют место протесты, чтобы те утихомирили демонстрантов. Сделать это, безусловно, непросто.
Думаю, единственное, что сейчас возможно, – это дать протестующим против карикатур выпустить пар, но при этом обеспечить безопасность людей и свести к минимуму ущерб для собственности. Впрочем, власти Дании отказались принести официальные извинения за публикации, отдав предпочтение интересам свободы слова, хотя такие требования к ним выдвигались.
– Отказ от извинений был верным решением Копенгагена?
– Власти не обязаны извиняться за то, что публикует частная, коммерческая газета. Единственное, что правительство может в подобных обстоятельствах сделать, – это привлечь газету к суду, и то если та нарушила закон. Кроме того, премьер-министр заявил, что лично он не одобряет публикации карикатур. Андерс Фог Расмуссен также дистанцировался от любых попыток оскорбить или унизить мусульман. Но он не мог извиняться от имени газеты.
– Существует ли в Дании закон, по которому религиозная нетерпимость и разжигание религиозной ненависти квалифицировались бы как наказуемое деяние? И можно ли в этом случае расценить публикацию карикатур как преступление и привлечь редактора газеты «Юлландс-постен» к ответственности?
– Такой закон существует, есть также закон относительно богохульства. Не думаю, что публикация данных карикатур квалифицировалась бы как разжигание религиозной розни или подстрекательство к насилию. Во всяком случае, это было бы очень непросто доказать. На мой взгляд, гораздо больше сейчас тех, кто считает тиражирование этих карикатур недальновидным, глупым шагом, ненужной провокацией, которая не пошла на пользу ни мусульманскому, ни западному миру.
Редактора газеты нельзя привлечь к ответственности, ведь он не нарушил ни одного датского закона. Если бы он, скажем, напечатал статью, в которой призвал бы людей выйти на улицы и начать убивать мусульман, его тут же бы привлекли к ответственности и выдвинули бы против него обвинения.
– Вы сказали, что провокация не пошла на пользу ни мусульманскому, ни западному миру. Можно ли сейчас говорить о столкновении цивилизаций?
– Было бы преувеличением называть происходящее столкновением цивилизаций. Активное участие в агрессивных акциях протеста в ряде стран приняли очень небольшое число людей. Создается ощущение, что это радикалы, которые стремятся заставить мир классифицировать происходящее как столкновение христианского и исламского миров. Однако в интересах этих миров не идти на поводу у радикалов и не делать таких ложных выводов.
– Очевидно, что в результате истории с карикатурами пострадал имидж Европы в целом и имидж Дании, в частности. Как теперь можно исправить ситуацию? Смогут ли теперь датчане и граждане других скандинавских государств чувствовать себя в безопасности в арабских странах?
– Этот кризис во многом раздут и преувеличен. Это буря в стакане воды. Виноваты в этом слухи, распространителями которых являются радикалы в Дании и за рубежом. Власти нашей страны, также как и других скандинавских стран, проводили и проводят сбалансированную политику в отношении мусульманского мира, а также палестино-израильского конфликта. Со временем страсти утихнут, и Данию снова будут воспринимать как страну, стремящуюся к примирению, строящую мосты между Востоком и Западом. Соглашусь, что в последние пару недель имидж Дании серьезно пострадал. Возможно, потребуются годы на его восстановление. Но я уверен, что мы вернемся к нормальной жизни.
Андрей Терехов
13.02.2006
*