Самые первые сведения о климате, современного Среднего Поволжья нам оставили еще древние греки. В своей знаменитой «Истории» эллинский фи­лософ Геродот сообщает следующее: «…еще дальше к северу от земли скифов… нельзя ничего видеть и туда не­возможно проникнуть из-за летающих перьев«. Свое несколько непонятное за­явление Геродот поясняет далее так: «…ведь снежные хлопья похожи на пе­рья, и из-за суровой зимы северные об­ласти этой части света необитаемы«.

Есть и, другие исторические и геологические свидетельства о том, что при­мерно 2,5 тысячи лет назад климат в нашем крае был гораздо холоднее, чем сейчас. В частности, античные историки сообщают о том, что в те времена се­вернее и восточнее Азовского моря зима со снежным покровом стояла восемь месяцев в году, а Керченский пролив ежегодно замерзал, и потому скифы ни своих повозках переправлялись через море по льду, «аки по суше».

Другой «малый ледниковый период» начался в XII веке и продлился более 600 лет. Его кульминацией для Повол­жского региона считается начало XVIII столетия. Так, согласно историческим хроникам зима 1708-1709 годов в на­шем крае оказалась необычайно суровой. Морозы в Нижнем Новгороде, Сим­бирске и Самаре достигали такой силы, что на лету замерзали птицы, а из-за глубоких снегов серьезно нарушилось транспортное сообщение обеих столиц с городами на юге и востоке государ­ства. Необыкновенно сильные снегопа­ды вызвали и катастрофические fro по­следствиям весенние наводнения. Во многих волжских городах, в том числе и в Самаре, вода залила дома и ряд мона­стырей, имелось множество человечес­ких жертв.

Окончанием же «малого ледникового периода» в России считается середина XIX века, после чего в нашей стране зимы стали мягкими, а летом преобла­дала засушливая погода. Тем не менее, в отдельные зимы XX века на наш край периодически накатывало «дыхание Арктики». Очень холодными в Среднем Поволжье оказались зимы конца 30-х — начала 40-х годов XX века. Абсолютный же морозный рекорд был зафиксиро­ван 20 января того же года: в час дня температура воздуха в Куйбышеве тог­да опустилась до -42 градусов по Цель­сию, в Сергиевске — до -45, а в Шентале и Клявлине — до -48 градусов ниже нуля.

Этот низкотемпературный рекорд не пал и по сей день. Впрочем, достаточно холодным первый месяц года выдался и в 1956 году. Тогда 30 января у нас на улицах было минус 34,3 градуса, и в 1969 году, когда в середине дня 25 января столбик термометра падал до минус 37,5 градуса. Необыкновенно холодной оказалась предновогодняя пора в зиму с 1978 на 1979 годы. Так что ничего осо­бенного в нынешних морозах, получа­ется, и нет.

«Живая вода», №2, февраль 2006 г.

*