Скользкая тема. Какие проблемы больше всего волнуют этой зимой европейских водителей
Российские автомобилисты давно привыкли к традиционным для сезона напастям – нечищеным дорогам с колдобинами, повсеместному использованию химических реагентов и придиркам гаишников. Однако зима этого года – необычайно холодная и снежная даже для наших широт – доставила немало дополнительных хлопот нашим водителям, многие из которых были вынуждены переквалифицироваться из-за морозов в пешеходы. Впрочем, природная аномалия коснулась в январе–феврале и наших ближайших соседей. Поэтому «Новые Известия» решили выяснить, какие коррективы внесли стужа и снег в жизнь автолюбителей Скандинавии, Германии и Польши.
Фото: АП. JUAN MANUEL SERRANO |
Полякам надоели соляные коктейли
Нынешняя зима, по мнению многих польских водителей, стала для них настоящим проклятием. С легкой руки водителей-дальнобойщиков, не понаслышке знающих о «холодной России», даже дикторы новостных программ заговорили о сибирских морозах. Столбик термометра порой опускался до отметки минус 32 градуса по Цельсию. Снегу выпало столько, что даже старожилы не припомнят, когда такое было в последний раз. Дорожные службы Польши оказались не подготовленными к испытаниям столь суровой зимы. Водители шутят, что «со времен Герека (Эдвард Герек – первый секретарь Польской объединенной рабочей партии в 1970–1980 годах. – «НИ») в обычный перечень необходимых инструментов шофера не входила паяльная лампа, используемая для разогрева двигателя».
Как рассказали «НИ» в польской Службе безопасности дорожного движения, этой зимой примерно на треть водителей больше, чем обычно, поставили своих «железных коней» на прикол.
Уже месяц дорожные службы, работающие в авральном режиме, чтобы хоть как-то содержать шоссе в «пропускном состоянии», обильно посыпают их смесью из соли и других химических реагентов. Однако эта вынужденная мера, по мнению работников автосервисов, значительно сокращает срок службы автомобилей. Даже обработанные специальным составом днища кузовов не выдерживают такого гремучего «коктейля». Их антикоррозийное сопротивление сокращается примерно на 5–7 лет.
Надо сказать, что в подавляющем большинстве дороги страны остались на уровне эпохи социализма: те же выбоины и старое засилье однополосного движения. Выделенные Евросоюзом в прошлом году средства на дорожную модернизацию освоены менее чем на 25%. Говорят «не было бы счастья, да несчастье помогло». Польские водители очень надеются, что нынешняя зима наконец-то подвигнет власти на строительство дорог европейского класса. Как того и требует Брюссель.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава
Скандинавы бодаются с дикими оленями
Как ни странно, но главную опасность для водителей северных стран представляют этой зимой не холод и заносы на трассах, а… дикие звери. Так, в Швеции, Норвегии и Финляндии снег выгоняет с гор и лесов на дороги миллионы лосей, оленей и косуль. Дело в том, что по автобанам им легче передвигаться в поисках пищи. И вот тут-то и начинается схватка четвероногих и четырехколесных за право приоритетного пользования трассой. Столкновения часто заканчиваются трагической ничьей: зверь гибнет, а машина летит под откос.
Европейцы оказались не готовы к нынешним снегопадам.
Фото: АП. JOHN McCONNICO |
Шведское дорожное ведомство «Вэгверкет» традиционно выступает инициатором экспериментов, результатами которых пользуется вся Северная Европа. В начале 1990-х годов панацея от засилья травоядного зверья, казалось, была найдена. Шведские ученые решили использовать концентрат волчьей мочи, которым заливались шоссе в местах наиболее частых аварий. Идея была гениальной по своей простоте: предполагалось, что сохатые и олени издалека почуют запах своего смертельного врага и побегут подальше от дорог. Эксперименты велись чуть ли не 10 лет, но привели к обратному результату. Зверь напролом попер к трассам!
«Выяснилось, что отпугивающий эффект волчьей мочи держится на протяжении примерно месяца. Затем копытные к нему привыкают», – рассказал «Новым Известиям» сотрудник «Вэгверкет» Дан Эрикссон, работающий в отделе инноваций.
Автомобилисты заметили, что хитрые лоси стали тянуться к участкам дорог, от которых несло волчьей мочой: запах служил им сигналом, что именно там находятся свободные от снега участки, по которым легко перемещаться. Тогда на смену моче пришел… сахар.
Вот типичное сообщение, появившееся в газете «Норра Вестерботтен» на этой неделе: «Полиция города Умео связалась с владельцем оленей, чьи животные, преодолев проволочное заграждение на трассе Е4 в районе Бурео, вышли на дорогу. Звери пасутся там по-прежнему. Их привлекла разбросанная на шоссе соль». Скандинавские зимние дороги посыпают, как и во многих других странах, обычной поваренной солью. В Норвегии это местная морская соль, в Швеции и Финляндии – горная, импортированная из соляных шахт Германии. В одной лишь Швеции на дороги в зимние месяцы высыпается около 300 тыс. тонн «белой смерти».
«Соляные войны» на севере ведутся давно. По этому поводу уже бьют тревогу экологи: весной соль проникает в подземные воды, надолго отравляя их вкус. Впрочем, со всеми этими проблемами можно было бы жить, если бы не хитрые копытные! Они валят за десятки километров, лишь бы полизать вкусные дороги, заботливо подготовленные для них работниками «Вэгверкет». Стремясь покончить с лакомыми трассами, дорожная служба запустила очередной эксперимент. В этом сезоне отдельные участки шоссе на севере посыпают солью с сахаром, составляющим 25% смеси. Есть надежда, что стоит розовому звериному языку прикоснуться к этой гремучей смеси, как рогатый гурман приобретет стойкое отвращение к вкусу обработанного асфальта.
Как рассказал «НИ» Дан Эрикссон, у сахара в качестве дорожной «засыпки» большое будущее: «Во всей Европе, и в Швеции в том числе, нарастают протесты против чрезмерного использования сахара в пище. Люди не хотят толстеть. Если так дело пойдет и дальше, высвободятся огромные запасы сладкого песка, которые некуда будет девать. И тут – мы с нашими зимними дорогами».
Если химия не спасет от нашествия обитателей леса, шведские дорожники подготовили запасной план. Они проводят опыты с применением громкоговорителей, установленных на трассах в глухих районах страны. При приближении животных срабатывают сенсоры, и ледяное безмолвие оглашается рэпом или роком, который передает одна из музыкальных радиостанций. Как поведут себя в стрессовой ситуации лоси и олени, еще не ясно, но на автомобилистов музыка действует безотказно, заставляя водителей инстинктивно отрывать руки от баранки и зажимать уши.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм
Немецким «чайникам» дадут «прикурить»
Страховой ангел-спаситель на немецких автобанах стоит всего 78 евро в год и называется ADAC. Заплатившие взнос и получившие специальную карточку, не должны знать горя как у себя в ФРГ, так и в пределах всей Объединенной Европы. У моей знакомой, к примеру, во время отпуска в Италии «полетела» помпа. Через 15 минут после звонка примчались сотрудники местного филиала ADAC, сокрушенно покачали головами, предложили пострадавшей гостиничный номер «за счет фирмы», а когда нетерпеливая дама отказалась, предоставили ей почти новенький «Рено» взамен потрепанного «Фольсквагена», отправленного в мастерскую.
Если на наших дорогах многие беды от бешеных «Газелей», то на скандинавских – от оленей. |
Путешествие этой дамы ничем больше не омрачилось, а свою добротно и бесплатно отремонтированную машину она получила уже дома. Поэтому когда в наступившую холодную пору авто перестало заводиться с полуоборота, знакомая уже привычно вызвала «техлетучку» ADACа. А дать «прикурить» «чайнику», не способному отличить карбюратор от аккумулятора, – одна из самых простейших услуг организации, особенно напряженно работающей в период нынешних заморозков.
Впрочем, когда над скоростными трассами ФРГ кружат метели, наиболее разумные автолюбители предпочитают скоростные поезда или электрички. В любом случае радиостанции через каждые полчаса передают сообщения о пробках и самых гололедных направлениях. Об этом же можно прочитать на электронных щитах по обочинам дорог.
Когда ситуация становится угрожающей, в дело вступает дорожная полиция. В засадах она не сидит и взяток не вымогает. Ведь в нормальной обстановке почти все профилактические и контрольные функции возлагаются в ФРГ на автоматику. Она способна зафиксировать на автобанах практически любое нарушение ПДД. Что чревато штрафным судебным решением, выносимым, как правило, заочно, на основе предоставленных полицией распечаток видео- и фотосъемки.
В пору же зимнего, т.е. повышенного травматизма и особенно напряженных трудовых будней у жестянщиков немецкий полицейский обязан исходить из «обстоятельств на месте». Он может запросто перекрыть любую трассу. Но делает это лишь в случае аварии или по ходу блицкрига против снега и льда.
Сергей ЗОЛОВКИН, Кельн
10.02.06
пятница
***