“За роялем был сам Моцарт…” Евгений Кисин прославил Россию на “Грэмми”
Удивительный пианист… так и хочется сказать по привычке — мальчик (а мальчику в октябре исполнится 35) Женя Кисин вчера в Лос-Анджелесе удостоился “Грэмми” (премии Национальной академии звукозаписи США) за “лучшее сольное исполнение” Скрябина, Стравинского и Метнера. И вместе с Владимиром Спиваковым мы поздравляем гения с новой победой.
— Владимир Теодорович, когда-то, в 97-м, вы лично, будучи в жюри, выдвигали Кисина на премию “Триумф”. А сейчас, видите, — “Грэмми”!..
— В свое время “Виртуозы Москвы” были первым оркестром, с которым талантливый пианист выступал в Японии, Италии, Испании и Америке… А ведь ему тогда было всего 11 лет. И я прекрасно понимал, что передо мной — чудо. Настоящее чудо! Помню свое ощущение: вот играет он Концерт Моцарта, а мне кажется, что это сам Моцарт за роялем сидит! А ведь тогда они (семья Жени) очень бедно жили. Кисин играл на прокатном пианино, у которого банально западали клавиши. И тогда его родители обратились с просьбой поменять инструмент…
Владимир Теодорович не однажды помог юному гению, за что честь ему и поклон. Ведь иначе нельзя. Близкие к семье Спиваковых знают, что маэстро никогда и ничего не продает из своей личной коллекции. Но на 16-летие Кисина он нарочно снял со стены картину известного автора и на вырученные деньги купил Жене небольшой кабинетный “Стейнвей”, который едва-едва поместился в крохотную квартирку…
— Помню скандалы, когда Женю пытались забрать в армию…
— Первую отсрочку Жене предоставили еще при Михаиле Сергеевиче Горбачеве. Я тогда состоял в Фонде культуры, поскольку фонд этот был антагонистом Минкульта; помню, как подошел к Раисе Максимовне (она работала там же) и рассказал, что Кисина забирают. На что она ответила: “Сделаем так. Напишите письмо и подпишите это письмо всем оркестром…”
…Так и сделали. После того как каждый “виртуоз” расписался, Женю оставили в покое. Но у Владимира Теодоровича было множество неприятностей из-за того, что вступился.
— А сколько он сам пережил, — продолжает Спиваков, — одно время Министерство культуры ни в какую не хотело выпускать Кисина за рубеж, даже в Венгрию, считая его не вполне здоровым. Не принимали во внимание, что гении могут отличаться от чиновников… Может, сейчас он и нечасто бывает в России, но он навсегда останется русским. Помните, что еще Стравинский говорил, что смысл произведения, его идею, он слышит на русском языке… Я поздравляю Женю. Он настоящий труженик. У него удивительное, благородное сердце. И это больше счастье.
Примечательно, что вместе с Кисиным на “Грэмми” в этой же категории номинировался известный скрипач Максим Венгеров. А в качестве “Лучшей оперной партии” отметили работу в опере Верди “Фальстаф” Марину Домашенко (меццо-сопрано).
Биография Евгения Игоревича Кисина
В этом году Евгению Кисину исполняется 35 лет: он родился в Москве 10 октября 1971 года.
В 6 лет поступил в музыкальную школу для одаренных детей имени Гнесиных — без нот играл «Адажио» из «Щелкунчика». Долгое время его педагогом была Анна Павловна Кантор. Маленькому Жене частенько от взрослых предлагались головоломки — сыграть, например, «в лесу родилась елочка» в стиле Баха или Моцарта — выполнял с удовольствием.
В 10 лет Евгений Кисин впервые выступает с оркестром в зале Гнесинской десятилетки. Уже через год он поразил слушателей знаменитым исполнением концертов Шопена в Большом зале консерватории. Говорят, один из концертов того времени увидел по телевизору Рихтер и сказал, что «этого мальчика учить нечему».
Свое 19-летие Кисин отпраздновал дебютом в США (1990). Примерно с 1992 года жил в Нью-Йорке. Одна из причин эмиграции — угроза неизбежности армии.
С этого периода одна за другой следуют различные премии: американский титул «лучшего музыканта года», «Золотой диапазон», в России в 1996-м становится лауреатом «Триумфа». За этой премией он, правда, приезжает только спустя год, опять же, из-за проблем с армией.
В настоящее время Кисин активно гастролирует, играя в год по 40-45 концертов. О возвращении в Россию говорит осторожно: «У меня есть желание, чтобы жизнь в России стала нормальной. И если бы она стала таковой, я хотел бы жить там.»
Московский Комсомолец
от 10.02.2006
Ян СМИРНИЦКИЙ
***