Ходорковскиий победил колонию. Теперь осталось из нее уехать
(МК). В четверг сразу два суда в разных концах страны рассматривали “дела Ходорковского” — в Москве и Краснокаменске. Столичный Замоскворецкий суд решал, законно ли олигарха отправили отбывать наказание за тридевять земель, а читинские судьи разбирались в поведении олигарха, которому влепили выговор. В результате наказание отменили.
Напомним, бизнесмен получил выговор за то, что отошел от своей поломавшейся швейной машинки, когда пытался найти слесаря-наладчика в цехе. А по территории учреждения заключенные могут передвигаться строем и под наблюдением охраны.
Адвокат Ходорковского Наталья Терехова смогла доказать, что попытка найти необходимого мастера никак не может считаться “самовольным оставлением рабочего места”. В ходе судебного заседания суд опросил в качестве свидетелей зэков и тюремных надзирателей. Они подтвердили, что Ходорковский ничего не нарушал.
Теперь, когда это взыскание аннулировали, адвокатам надо добиться отмены второго наказания (Ходорковского посадили на пять суток в карцер за чтение “запрещенных” бумаг — двух указов Минюста о правах заключенных). И тогда экс-глава ЮКОСа получит шанс на условно-досрочное освобождение.
Другая группа адвокатов олигарха билась вчера в Замоскворецком суде столицы.
— Мы хотим, чтобы служба исполнения наказаний доказала, что Ходорковский был направлен в Краснокаменскую колонию, потому что в других не было места. А не потому, что он Ходорковский, — заявил адвокат Юрий Шмидт.
Аналогичные требования выдвинули и адвокаты Платона Лебедева, суд по иску которых состоялся накануне. Там выяснилась интересная деталь: решение об этапировании Лебедева в Ямало-Ненецкий округ принимал… следственный изолятор “Матросская Тишина”, а точнее, комиссия во главе с начальником СИЗО Тагиевым. А законно ли это?
В зале заседаний разгорелись страсти.
— Статья 73 предусматривает, что осужденный при отсутствии мест отбывает наказание в другом субъекте, — горячился ответчик — представитель ФСИН.
— В другом ближайшем субъекте, — поправил его Юрий Шмидт.
— В другом ближайшем субъекте, где есть рабочие места, — парировал тот. — А еще учитывается дорога. Ведь не будут из-за одного человека специально гонять вагон.
— Я докажу, что Ходорковский ехал в отдельном вагоне, где, кроме него и конвоя, вообще никого не было. И сколько это стоило, — возмутился Шмидт. — И сколько лет в Чите не сидели люди из Москвы…
Шмидт сказал суду, что, пользуясь своим правом, попытался самостоятельно запрашивать наличие мест в колониях, но на большинство из них пришли странные ответы: “сведения секретные” или “мы не уверены в подлинности запроса”. Но тем не менее адвокатам Ходорковского и Лебедева удалось получить сведения, что к моменту отправки их клиентов в зоны в российских колониях было порядка 150 тысяч вакансий.
Московский Комсомолец
от 10.02.2006
Отдел силовых структур.
*