Для съемок в кино я обзавелась большим пушистым платком. Примерно такие носили в ХIХ веке люди среднего сословия. А вот о валенках не подумала и явилась на съемочную площадку в привычных для моды ХХI века остроносых сапожках на каблуке. За что и поплатилась: в двадцатиградусный мороз ноги мои уже через десять минут совершенно окоченели. Пришлось прятаться в открытом специально для этого фойе служебного помещения Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке,12.

Там, на Мойке, в минувшее воскресенье снимали последние кадры нового исторического фильма Натальи Бондарчук “Дуэль и смерть Пушкина”. Фильма, который задуман был ею еще несколько лет назад при работе над другой лентой — “Одна любовь души моей”. А снимается вот уже почти два года.

— Придумали мы этот фильм вместе с Сережей Безруковым, — говорит Наталья Сергеевна. — Для меня сразу было ясно, что именно он будет исполнять главную роль. Я влюблена в этого блестящего, глубокого актера. Не хочу оценивать другие его работы, очень разные по своей сути. Одно знаю: там, где имеется драматургия, где есть режиссер, способный раскрыть во всей своей полноте дарование Сергея, будет и соответствующий, очень хороший результат.

— Тем не менее он поначалу отказывался играть у вас Александра Пушкина.

— Потому, что был занят в тот момент работой над другой ролью. Все опасения моих коллег, что Безруков начнет повторяться и Пушкин у него “не получится”, к счастью, не оправдались.

В самом петербургском Доме-музее великого русского поэта на Мойке, 12, съемки проходили еще в прошлом году. И тогда около него собиралось немало горожан, наслышанных о будущем фильме. Магия гения Пушкина не только в стихах, но и в его личности. Не было, кажется, ни одного поколения в России, которое бы не считало его своим современником. И когда в городе узнали о том, что бюджет “Дуэли и смерти… ” ограничен, средств на массовку нет, люди живо откликнулись на приглашение.

К девяти утра, как было и велено, я вошла во внутренний дворик Пушкинского музея. В полной уверенности, что буду если не самая первая, то наверняка одной из немногих. А увидела почти целиком заполненный людьми двор. Больше всего было женщин — молодых и среднего, а также пожилого возраста. Приплясывая на месте, чтобы не замерзнуть, поглядывая в ту сторону, где уже вовсю суетились осветители, они тихонько обсуждали между собой события… января 1837 года.

— Жалко Пушкина, умер таким молодым, сколько бы еще мог написать! — говорила своей подружке 18-летняя Елизавета Ронгинская. Девушка учится на филологическом факультете Петербургского государственного университета. Александр Сергеевич, по ее признанию, самый любимый ее поэт. Прочитала про него все, что издано. И многое им написанное знает наизусть. — Я когда узнала, что все желающие могут принять участие в съемках, сразу решила, что приду, никакие морозы не остановят!

Наталья Бондарчук в короткие минуты отдыха охотно общалась с людьми. Будучи сама человеком неравнодушным к отечественной истории, она старается и других посвящать в ее тайны.

— Наш фильм охватывает период, предшествующий роковой дуэли поэта с Дантесом, саму дуэль, смерть Александра Сергеевича и расследование этой трагедии, начатое было по приказу императора Николая I , — говорит Бондарчук. — Я согласна с современниками, утверждавшими, что был заговор против Пушкина. Князь Петр Вяземский, близкий его друг, и многие другие приводили доказательства против заговорщиков и пасквилянтов. Даже фамилии их называли. Николай I считал Пушкина умнейшим человеком своей эпохи, гордился дружбой с ним. И это очень не нравилось окружению императора в лице министра Нессельроде.

В основанном на реальных событиях фильме, где большинство персонажей — реально жившие люди, есть и вымышленный герой. Это ведущий расследование обстоятельств дуэли полковник Галахов. Его играет Виктор Сухоруков. Как признается режиссер, изначально это была совсем крошечная роль. Сейчас, к концу съемок, благодаря актеру она встала почти вровень с главной.

Примерно так же получилось и с ролью, которую играет известная петербургская певица Зара (“по совместительству” — невестка губернатора Валентины Матвиенко). Искали женщину восточного типа для роли Смирновой-Россет, соседки Пушкина по имению в Псковской области. А перед этим снимали великосветский бал, на котором Зара пела. Тут и выяснилось, что именно ее и ждали все это время.

Большая роль в этом фильме у молодой московской актрисы Анны Снаткиной, известной по фильмам “Участок”, “Московская сага”, “Аэропорт”, “Есенин”. С Безруковым она за свою короткую пока актерскую судьбу уже, можно сказать, сроднилась. Так что в роль Натальи Гончаровой, любимой жены Пушкина, вжилась достаточно быстро.

— Про Наталью Николаевну я многое знаю, — говорит Анна. — Мне судьба была играть ее — с детства я ездила отдыхать в те края, где у нее было имение.

Сама Снаткина покорила Наталью Бондарчук грациозностью. Сказались занятия хореографией и гимнастикой, которыми актриса когда-то занималась. А ради этой роли она похудела за короткий период на 10 кг.

С Гончаровой — Снаткиной мы разговаривали в короткие перерывы между съемками в Музее Дворянского быта на Конюшенной площади. Там в январе снимался эпизод прощания Пушкина с детьми накануне дуэли. Вся группа во главе с Натальей Бондарчук была доброжелательна и приветлива с журналистами. Неприятным исключением стал, к моему удивлению, Сергей Безруков. Похоже, медные трубы последних лет сыграли злую шутку с актером: сняв грим Пушкина, предстал он за камерой в образе самовлюбленного юнца.

… Воскресные съемки на морозе затягивались. Участники массовки между тем все прибывали. Пришло более трехсот горожан. Киносъемочный процесс трудоемок. Часами приходится ждать “нужного момента”, репетировать, переснимать. А тем более на этот раз бесплатно для массовки. Меня поразил пожилой мужчина с щетиной недельной небритости. Он долго молча стоял у предназначенного для выноса пушкинского гроба, печально склонив голову на грудь. Я выбрала момент, подошла к нему, познакомились. Анатолий Александрович Степанычев, пенсионер, пришел сюда еще затемно, так хотел участвовать в съемках. Бороду отращивал специально к этому дню. И так он понравился режиссеру, что решено было выдать ему костюм ямщика. Обязательно, сказали, попадет в кадр. Вот Анатолий Александрович и настраивался, стоя около гроба и вспоминая все, что знал о гибели поэта.

Встретилась мне здесь и “настоящая Пушкина” — симпатичная женщина средних лет, менеджер строительной фирмы Ольга Пушкина. Говорит, ее дед Александр Александрович был дальним родственником Александра Сергеевича. Собирается, выйдя на пенсию, заняться изучением своей родословной.

Вот отснят кадр с Сергеем Никоненко, играющим верного дядьку поэта. “Нету больше барина”, — сообщает Никоненко притихшей у дома на Мойке толпе. Произносит свою короткую фразу актер тихо. Но мне почему-то кажется, что она звучит громко и очень долго. Будто колокол ударил набатом, и продолжительным эхом несет ветер этот звук к покрытой льдом седой Неве.

Морозы и ветер с Невы сыграли злую шутку с режиссером, сильно застудилась Наталья Сергеевна Бондарчук. Накануне воскресных съемок даже пришлось вызывать “скорую”. Но она не стала отменять, переносить работу. Держалась весь студеный день бодро. Как и оператор Мария Соколова, единственная в России женщина-оператор, на счету которой уже более 30 фильмов и множество призов.

Время от времени нам предлагают “зайти в автобус, попить горячего чая”. Но люди не хотят покидать съемочную площадку. Они замерзли, наверняка уже и голодны, но знают, что перерыв, скорей всего, короток. Вот-вот вновь потребуются в кадре их оплакивающие Пушкина глаза. Они не про чай думают. Они о поэте скорбят.

«Труд» №22 (24950), 9.02.06

***