Первый бразильский астронавт Маркус Понтес считает, что ему очень повезло, — он увидел и почувствовал настоящие русские морозы.

Кроме русских морозов, Понтес проникся любовью к русскому языку. «За три месяца, конечно, нельзя овладеть таким богатым и сложным языком. Но русский мне очень нравится, и по возвращении из полета я собираюсь углубленно его изучить, чтобы общаться не только с экипажами, но и с обычными людьми», — отметил он.

На орбиту 30 марта Маркус Понтес отправится вместе с коллегами по 13-й основной экспедиции россиянином Павлом Виноградовым и американцем Джеффри Уильямсом. «Не боится ли экипаж своего номера — «чертовой дюжины»? — поинтересовались журналисты. «Число 13 не играет никакой роли для подготовленных профессионалов», — ответил командир экипажа Павел Виноградов при полном одобрении американца. А Понтес вообще развеселился: «Я могу считать, что лечу под N 12,5, поскольку улетаю с 13-й экспедицией, а возвращаюсь через неделю с 12-й — с Валерием Токаревым и Уильямом Макартуром, которые работают на МКС сейчас».

Программа полета экипажа весьма насыщенна. «У нас планируется два выхода в открытой космос по российской программе, а также два выхода по американскому сегменту МКС», — рассказал командир. Это, конечно, много. Обычно космонавты, которые находятся на орбите полгода, как правило, покидают станцию не больше двух-трех раз. В планах много интереснейших экспериментов, в том числе «Плазменный кристалл», результаты которого, как считают самые авторитетные ученые, вполне может претендовать на Нобелевскую премию. Кроме того, экипаж очень рассчитывает на то, что ему все-таки доведется принять очередной американский «челнок», в состав экипажа которого включен и немецкий космонавт Томас Райтер. Старт второго после аварии «Колумбии» шаттла планируется в мае. Серьезные научные намерения и у бразильца: он проведет исследования, связанные с нанотехнологиями, а также с помощью фото- и телеаппаратуры выполнит мониторинг территории родной страны.

Обычно космонавты не делают секретов из того, какие личные вещи они возьмут с собой на орбиту. Однако члены 13-й экспедиции говорили об этом довольно неохотно. «Я еще не знаю, что именно буду брать — до 15 февраля должен определиться со списком», — сказал Маркус Понтес. «Я беру личные вещи, которые мне дала жена, но что именно, пусть будет тайной», — отметил Павел Виноградов.

«Российская газета» №26 (3992), 9.02.05

*