Вчера Совет Федерации утвердил в должности председателя комиссии по информационной политике представителя Тувы Людмилу Нарусову. Решение было принято почти единогласно – 124 голоса «за» при одном «против» и четырех воздержавшихся. Назначение состоялось на закрытом заседании комиссии по информационной политике в понедельник, по представлению спикера Совфеда Сергея Миронова. Но, как стало известно «НГ», еще задолго до назначения Людмила Нарусова начала работать над концепцией поправок к Закону «О средствах массовой информации». В беседе с корреспондентом «НГ» Нарусова поделилась своими планами на будущее в новой должности.

Людмила Борисовна, какого рода поправки вы намерены внести в закон о СМИ?

– Я глубоко убеждена, что необходимы поправки в Закон «О СМИ», связанные не только с тем, что нынешний устарел по времени, но и появились новые средства массовой информации, ранее не охваченные статьями этого закона. Кроме того, жизнь требует от нас некоторых изменений, причем не только во всероссийском, но и в международном масштабе. Как представитель России в ОБСЕ, на ближайшей сессии я предложу обсудить ситуацию, связанную с так называемыми карикатурными войнами – волной погромов, вызванной публикациями карикатур на мусульманского пророка Мухаммеда. Вот вам яркий пример того, как свобода слова, понимаемая, как свобода публиковать карикатуру, оскорбляющую чувства миллионов людей, ставит мир на уши и приводит на грань войны. Сожжения церквей, дипломатических миссий – это прямое следствие безответственности журналистов. В России – примерно такая же безответственность, СМИ публикуют заявления вроде «избавим Москву от мусора», где под мусором понимаются «инородцы». Поэтому жизнь ставит перед нами задачу ужесточения ответственности за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.

Будете ли вы предлагать обязательное лицензирование интернет-СМИ?

– Не хочу пока говорить на эту тему, потому что когда больше года назад я впервые заикнулась о необходимости упорядочить то, что происходит в интернете, напомнив, что детская порнография и детская проституция у нас идут через интернет, меня начали обвинять чуть ли не во введении цензуры.

Собираетесь ли вы заниматься повышением образовательного уровня журналистов?

– Да, еще одна тематика, которой мы намерены заниматься вместе с коллегами по комиссии, – это повышение компетентности и образованности журналистов, с чем неразрывно связана забота о чистоте русского языка. Потому что мне часто приходится сталкиваться с тем, что журналисты не знают даже, что такое деепричастный оборот и путают его с причастным. Не говоря уже о том, что стилистика текстов становится жертвой погони за образностью или ёрничанья. А ведь кроме информационной функции СМИ никто не отменял и их просветительскую функцию. На мой взгляд, газеты и телевидение наносят большой вред образовательному уровню молодежи, потому что язык, на котором говорят СМИ, далек от правильного русского литературного языка. Во всяком случае, я могу обещать, что любые законы, связанные с медийным рынком и журналистским сообществом, не будут приниматься келейно, в тиши кабинетов, без широкого и открытого обсуждения в обществе.

Алексей Чеботарев

09.02.2006

Независимая газета

*