С 1 июля 2006 года мы перестанем платить за входящие телефонные звонки, что неизбежно приведет к введению платы за все исходящие, в том числе с домашних телефонов на мобильные. Государственная дума вчера единодушно приняла в третьем, окончательном, чтении соответствующие поправки к закону «О связи». При необходимых 226 голосах «за» проголосовали 382 депутата, «против» — не было, воздержались двое. Закон, одобренный Думой, с высокой вероятностью будет поддержан Советом Федерации и президентом.

Собственно, на заседании Госдумы 8 февраля произошло вполне ожидаемое событие: в стране фактически начата подготовка к переходу операторов телефонной связи на работу в соответствии с принципом CPP (Calling Party Pays — «вызывающая сторона платит») . Исключение из этого правила возможно, лишь если соединение установлено при помощи телефониста, если вызываемый абонент находится вне зоны покрытия домашней сети или согласился принять звонок за собственный счет. Что касается проводной связи, то оплату исходящих можно будет производить по своему усмотрению либо в виде фиксированной абонентской платы, либо повременно.

В ноябре прошлого года, когда поправки к закону принимались в первом чтении, участники рынка комментировали грядущие изменения с большой осторожностью. Михаил Умаров, директор по связям с общественностью компании «Вымпелком», говорил о «правильной и справедливой идее» и необходимости «увязывать подобные шаги с новой системой взаиморасчетов между операторами». Однако высказывал и опасения: «В Европе звонящий с городского телефона платит за звонок своему оператору, который в свою очередь компенсирует из этих денег расходы оператора «принимающей» стороны. Не совсем понятно, как эти затраты будут покрываться в России. Бесплатная услуга — экономический нонсенс».

Определенные договоренности между операторами, конечно, будут достигнуты за оставшиеся до вступления закона в силу пять месяцев. Однако трудно поверить в то, что отчисления МГТС сотовым операторам компенсируют сокращение их доходов. Кто заплатит разницу? Догадаться нетрудно. В конце декабря министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман предположил, что введение бесплатных входящих звонков на мобильные телефоны приведет к увеличению тарифов: «Мы надеемся, что это (введение бесплатных входящих) не приведет к обвальному увеличению тарифов, хотя небольшой рост все же будет».

Для операторов актуальной становится задача сохранить стабильным уровень дохода, который приносят абоненты сегодня. Весомую часть дохода оператора сейчас составляет плата за входящие звонки из городских телефонных сетей. С появлением бесплатных входящих может заметно вырасти число «молчунов», ограничивающих свое общение исключительно приемом звонков, и рост числа личных звонков за счет работодателя (т.е. с офисных телефонов).

Один из путей сохранения доходов оператора — введение абонентской платы, в явной или скрытой форме. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Компания МТС ввела новые тарифы «Джинс» с абонентской платой. Еще один путь — постоянно стимулировать рублем «говорливость» абонента. Здесь богатый опыт накоплен «Билайном». Два самых популярных тарифа («Простые Вещи» и «Би БУМ»), несмотря на свою непохожесть, строятся на общем принципе: чем больше говоришь, тем дешевле минута разговора. Третий путь — скрытая абонентская плата в виде ограниченного срока действия платежа. В этом случае оператор заставляет абонента в любом случае ежемесячно тратить определенную сумму. Сегодня такой политики придерживается московский «Мегафон».

Сергей ПОТРЕСОВ

Время новостей

N°22

09 февраля 2006

Время новостей

***