(НИ). Громкий скандал, разгоревшийся в мире после того, как датская газета «Юландс постен» опубликовала карикатуры на пророка Мухаммеда, докатился и до Татарстана. Накануне стало известно о том, что одна из крупнейших в Поволжье торговых сетей, владеющая почти половиной всех продуктовых магазинов в Татарстане, в знак протеста изъяла из продажи продукты производства Дании. Под запрет попали несколько сортов колбасы, ветчины, рулеты Dan Cake, а также датское пиво.

Под горячую руку защитников ислама в России может попасть и детский конструктор.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

О том, что «карикатурный джихад» пришел и в Татарстан, в Казани заметили не сразу – по объемам поставок своих товаров в магазины республики Дания занимает далеко не первое место. О радикальных мерах стало известно лишь после того, как в торговых точках появились плакаты «Мы не продаем продукты из Дании!», а пресс-служба крупнейшей казанской торговой компании выступила с официальным сообщением о принятом решении бойкотировать датские продукты.

«Мы считаем, что нельзя оскорблять чувства верующих, будь то мусульмане, христиане, иудеи или буддисты… Есть существенная разница между свободой слова и прямым оскорблением миллионов людей», – говорится в распространенном пресс-релизе. С прилавков магазинов в одночасье исчезли сразу несколько сортов колбасы, ветчины, паштетов, в опале оказались знаменитые рулеты Dan Cake и датское пиво. В компании заверяют, что поступили бы точно так же в случае оскорбления чувств людей, исповедующих другие религии.

Директора супермаркетов – участников акции протеста, с которыми удалось побеседовать корреспонденту «НИ», признаются, что не успели ощутить особых убытков из-за введенных мер. «Мы в основном торгуем своим, отечественным. Доля датской продукции, реализуемая в нашей торговой точке, мизерная. Так, конфетки, печенье… Убрали мы их, никто особо и не заметил», – рассказала руководитель одного из казанских магазинов.

В головном офисе компании не смогли сообщить, какие убытки может понести торговая сеть в результате акции и как долго продлится бойкот датской продукции.

Жители Казани говорят, что объявленный бойкот воспринимают безболезненно, многие вообще не видят в нем особого смысла, а некоторые и вовсе придерживаются мнения, что бизнес попросту воспользовался ситуацией. Представитель конкурирующей торговой сети, пожелавший не называть своего имени, высказал предположение, что «датский бойкот» представляет собой не что иное, как рекламный трюк. «Вот если бы начали бойкотировать, к примеру, продукцию из Китая, сомнений в том, что у ребят твердые убеждения, не было бы, китайские товары – это же огромный рыночный сегмент. Но вот Дания… Уберите с прилавка два сорта колбасы – вот и весь бойкот», – убежден собеседник «НИ».

В Башкирии пока еще не изымают из продажи датскую колбасу, хотя заявления официальных лиц становятся все более суровыми. «Святые чувства ни одного народа в мире не могут быть оскорблены, – заявил представитель Министерства иностранных дел РФ в Башкирии Зиннур Марданов. – Газеты занимаются осмеиванием одной из ведущих мировых религий, что не имеет никакого отношения к свободе прессы. В печати допустимо критиковать государственных деятелей, живущих ныне людей, но никак не святых».

ДАТСКИЙ ЗАВОЗ

По данным Федеральной таможенной службы, в январе – ноябре 2005 года внешнеторговый оборот между Россией и Данией составил 1,4 млрд. долларов, что равно примерно 0,5% всего объема внешней торговли России. Дания занимает 36-е место среди торговых партнеров нашей страны. Причем импортировала Россия товаров на 268 млн. долларов больше, чем экспортировала своей продукции. Правда, Управление датской статистики Danmarks Statistik еще по итогам 9 месяцев прошлого года сообщало о товарообороте между нашими странами в 1,8 млрд. долларов, причем экспорт из России в Данию, по подсчетам скандинавских статистиков, даже несколько превышал импорт из их страны. Основными товарами, импортируемыми Россией из Дании, являются машины и оборудование (30% стоимости всех ввозимых к нам датских товаров), мясные продукты (12%), рыба и морепродукты (7%) и другие пищевые продукты (10%), одежда и обувь (4%), фармацевтические товары (3%), мебель (1%). Но за скромными цифрами процентов скрывается, например, такой факт, что датская фирма Novo Nordisk поставляет около 60% потребляемого в России инсулина.

Известность у российских покупателей завоевали такие датские торговые марки, как одежда фирм Bison и Etage, обувь Ecco, окна Velux, мясная продукция Danish Crown, игрушки LEGO. Однако наиболее массовые на российском рынке товары, воспринимаемые нашими потребителями как датские (пиво «Карлсберг» и «Туборг», различные печенья и кексы DanCake, жевательные резинки «Стиморол» и «Дирол»), на самом деле таковыми не являются, так как производятся по лицензиям датских фирм на территории России.

МИХАИЛ БЕЛЫЙ, Казань

09.02.06

четверг

«Новые Известия»

***