Менеджмент ОАО «Волготанкер», крупнейшего речного перевозчика нефтеналивных грузов России, вчера высказался за скорейшую передачу пароходства под контроль государства. В «Волготанкере» (76,34% его акций зарегистрировано в офшорах и, по неофициальным данным, подконтрольно самому менеджменту) считают, что национализация позволит сохранить компанию, учитывая, что размер налоговых претензий к ней достиг 3,3 млрд руб., а флот арестован. В госорганах своего интереса к пароходству не подтверждают, а участники рынка более вероятной считают распродажу имущества «Волготанкера» в счет погашения налоговой задолженности.

Рисунок: СЕРГЕЙ ТЮНИН / Коммерсантъ

Предложение о национализации пароходства было высказано вчера на специально созванной пресс-конференции, в которой участвовали председатель совета директоров ОАО «Волготанкер» Владимир Жуков и Андрей Клейменов, член совета директоров АО и вице-президент ООО «Волготанкер АМС», управляющей компании пароходства. Комментируя ухудшение финансово-экономического состояния компании в связи с налоговыми претензиями, господин Жуков заявил: «Мы приходим к тому, что единственный возможный вариант действий для сохранения занятости десяти тысяч сотрудников – это передача пароходства под контроль государства».

Господин Клейменов уточнил, что эта инициатива согласована с частными акционерами ОАО, хотя официальной оферты в госорганы или госструктуры пока не направлено. Экс-председатель совета директоров пароходства Александр Александрович подтвердил Ъ эту информацию. «Мне неизвестно, как компания может перейти под контроль государства, технологию этого процесса с акционерами никто не обсуждал,– уточнил он.– Я не знаю, какой механизм будет избран, но государством уже накоплен определенный опыт в этой части».

Напомним, первые налоговые претензии были предъявлены «Волготанкеру» в конце 2004 года. По версии управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (УФНС), где зарегистрировано пароходство, компания незаконно возместила НДС из бюджета, поскольку не перевозит экспортно ориентированный груз, а сдает суда в аренду, и в итоге задолжала за 2001 год более 630 млн руб. В 2005 году компания получила аналогичные претензии за 2002-2004 годы еще более чем на 2,5 млрд руб. Кроме того, летом 2004 года Самарская областная прокуратура возбудила уголовное дело – шестерым менеджерам во главе с господином Александровичем инкриминируется мошенничество и легализация доходов. По версии самого «Волготанкера», компания преследуется за связь с ЮКОСом – до 2000 года пароходство принадлежало структурам нефтекомпании и до недавнего времени в больших объемах перевозило ее продукцию.

В госорганах, а также связанных с государством компаниях – «Роснефти», «Газпроме» и «Рособоронэкспорте» – своего интереса к «Волготанкеру» вчера не подтвердили. В «Новошипе» и «Совкомфлоте», подконтрольных государству морских пароходствах, специализирующихся на перевозках нефти и нефтепродуктов, Ъ сообщили, что возможность приобретения «Волготанкера» ими не рассматривается. «Теоретически это (расплатиться акциями за долги АО.–Ъ) возможно, но я о разработке такого варианта в отношении «Волготанкера» не слышал»,– говорит председатель совета Ассоциации судоходных компаний России, сенатор Игорь Изместьев.

Опрошенные Ъ участники рынка полагают, что более вероятным вариантом выхода из кризиса может стать распродажа имущества «Волготанкера». «Единственное разумное решение в этой ситуации – реализация имущества, прежде всего флота, с аукционов для покрытия долгов,– заявил Ъ президент транспортно-промышленной группы МРП Роман Троценко.– Это имущество вне всякого сомнения может быть интересно как грузовладельцам, так и профессиональным судовладельцам – Волжскому пароходству, «Вижн Флоту», Московскому речному пароходству. К тому же перспектива в ближайшие несколько лет есть только у перевозок мазута на экспорт в летнюю навигацию. Возить нефть выгоднее и дешевле по железной дороге».

Отметим, что судебных решений о взыскании с «Волготанкера» НДС пока не принято. Все иски УФНС находятся на разных стадиях рассмотрения в арбитраже. Источник Ъ, близкий к УФНС, полагает, что списание долга либо реализация имущества пароходства не начаты потому, что госсобственник (20% акций «Волготанкера» принадлежит Росимуществу) до сих пор не определился с тем, кому может быть передан этот актив.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН; ЕВГЕНИЯ Ъ-НИКОЛАЕВА, ОЛЬГА Ъ-ПАСТЕРНАЦКАЯ, Самара

"Коммерсантъ"

***