Авиация в России — национальная тема, даже — национальная идея, как скажем, футбол или хоккей. В одном из недавних ток-шоу актер и режиссер Владимир Меньшов бросил упрек правительству: мол, есть куда тратить деньги законсервированного стабилизационного фонда, в частности — на авиацию. На что вице-премьер Александр Жуков сказал: «Правительство считает, что реально в 2006 году серьезно увеличить инвестиционный расход. Вот вы, Владимир Владимирович, сказали о том, что у нас самолетостроение находится в очень плохом состоянии. Правительство это понимает, начинает финансирование очень серьезной программы, которая позволит нам создать принципиально новый самолет. Это российский региональный самолет RRJ… На мировом рынке есть ниша, где можно выйти с этим самолетом…»

Вице-премьер точен в формулировке: программа очень серьезная. Национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» уже заказал 30 машин, но в контракте жестко оговорил, что поставки должны начаться в ноябре 2008 года, иначе — санкции. Так что сроки обязывают.

«В Комсомольске-на-Амуре, где будет производиться сборка, — рассказывает генеральный директор Авиационного холдинга «Сухой» Михаил Погосян, — полным ходом идет изготовление деталей планера, в феврале-марте начнется сборка элементов центроплана, а во втором квартале — сборка планера. На заводе в Новосибирске делают кабину и хвостовое оперение. Работы идут в соответствии с графиком, согласованным с «Аэрофлотом». Первый самолет предназначен для статических испытаний. Второй и третий опытные образцы — для летных. Во втором запуске будут изготовлены еще два самолета для летных испытаний и один самолет для ресурсных. И лишь потом пойдут серийные самолеты для авиакомпаний…»

Во второй половине января прошла очередная конференция поставщиков систем для семейства самолетов RRJ. Конференция — смотр текущей готовности комплектующих. Отклонений от плана нет.

«Программа RRJ находится на этапе, требующем консолидации всех участников проекта. Мы начинаем стендовую отработку систем самолета, в марте на территории ЗАО «Гражданские самолеты «Сухого» (ГСС) будет установлен пилотажный стенд, а уже к концу 2006 года должен быть завершен монтаж «электронной птицы» — стенда комплексирования бортового оборудования», — комментирует ход работы по проекту генеральный директор ЗАО Виктор Субботин. То есть уже до сборки первого летного образца на земле на стендах будет налажена и тщательно проверена работа всех электронных систем самолета в комплексе.

На конференции было отмечено, что меняется отношение к проекту со стороны многих российских компаний. Так, к производственной кооперации подключилось Воронежское авиастроительное объединение, на котором будут производиться детали из композитных материалов, на долю которых приходится до 15% поверхности планера.

Состоявшееся 20 января подписание контракта на поставку двигателей SaM146 для самолетов семейства RRJ — событие для проекта весьма знаменательное. Контракт подписали: со стороны ЗАО «ГСС», разработчика и производителя самолета, Виктор Субботин, а от разработчика двигателей SaM146, компании Power Jet (совместное предприятие НПО «Сатурн» и французской компании Snecma), ее генеральный директор Мишель Дешелотт. «В этом двигателе воплотились самые передовые технологические решения, которые полностью отвечают требованиям наших заказчиков — авиакомпаний», — заявил генеральный директор ЗАО Виктор Субботин.

Производиться двигатель будет в Рыбинске. На территории «Сатурна» уже построен новый цех площадью более 10 тыс. кв. метров. Он оснащается современнейшим оборудованием и уникальными испытательными стендами. По словам первого замгендиректора НПО «Сатурн» — директора программы SaM146 Игоря Юдина, работа над двигателем идет в соответствии с графиком. В мае начнутся стендовые испытания двигателя, а первая обкатка в летной лаборатории Ил-76 намечена на февраль 2007 года. Процесс идет, скоро у нас будет новый самолет.

СПРАВКА: ЗАО «ГСС» основано в 2000 году для реализации проектов в области гражданской авиации. Компания отвечает за полный жизненный цикл продукта: маркетинг, разработка, проектирование, производство, продажи и послепродажная поддержка. Основной проект — самолет RRJ.

Известия

***