“АвтоВАЗ” проверяет дилеров. Завод хочет изменить квоты на продажу им автомобилей
Новое руководство “АвтоВАЗа” пересматривает систему сбыта, доставшуюся ему по наследству от ушедших недавно менеджеров “Сока”. Предприятие затеяло масштабную проверку дилеров на соответствие требованиям завода и готовит перераспределение квот на продажу автомобилей.
В 2005 г. “АвтоВАЗ” произвел 721 500 машин. Выручка по МСФО в 2004 г. составила 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. Сбытовая сеть “АвтоВАЗа” насчитывает 524 дилера, получающего автомобили напрямую с завода. “АвтоВАЗ” выпускает около 60 000 автомобилей в месяц. С учетом сезонного коэффициента в феврале должно быть продано 48 000–50 000 машин. По оценкам дилеров, к весне эта цифра должна подняться до 60 000–70 000. |
С 22 декабря 2005 г. “АвтоВАЗ” перешел под контроль государства. Председателем его совета директоров был назначен замгендиректора ФГУП “Рособоронэкспорт” Владимир Артяков, а гендиректором — выходец из этой же компании Игорь Есиповский. Новая команда поменяла на заводе ряд ключевых руководителей. Кадровая чистка коснулась и дирекции по сбыту. Три ее менеджера, связанные с группой “Сок”, — Юрий Амелин, Александр Наметкин и Сергей Шабанов покинули “АвтоВАЗ”, а их места заняли москвичка Лариса Бойцова, тольяттинец Александр Курылин и бывший заместитель Шабанова Сергей Усенко.
Новые менеджеры дирекции сбыта с января начали проверку дилеров, чтобы выяснить реальную продажную способность их автосалонов. Об этом рассказал “Ведомостям” один из региональных дилеров. Факт проверки подтвердили и несколько других крупных дилеров в регионах, в Тольятти и Москве. Еще один дилер рассказал, что после того, как дирекция по сбыту соберет всю информацию, квоты будут заново распределены в расчете на реальную способность продавать автомобили.
Источник, близкий к “АвтоВАЗу”, подтвердил эту информацию и добавил, что квоты будут перераспределены уже в марте. По его словам, с учетом срока предоплаты в апреле дилеры получат автомобили по новым квотам. По его мнению, новое руководство “исправит ошибки” в распределении квот ушедшими менеджерами, которые были связаны с группой “Сок” и учитывали ее интересы.
При них автозавод создал одноуровневую систему продаж, которая формально начала действовать с января 2006 г. Если раньше автомобили для продажи в регионах поставлялись дистрибуторам, которые по большей части находились в Тольятти или Москве, то сейчас все дилеры “АвтоВАЗа” получают их по единым отпускным ценам. Но дилеры утверждают, что одноуровневая система так и не заработала и официальным дилерам, которым не хватало квот, приходилось покупать их у посредников. “Фирмы, владевшие квотами в избытке, продавали их всем желающим, поэтому часто машины уходили на неавторизованные дилерские площадки”, — жалуется один из региональных дилеров. “Группа «Сок» владела несколькими компаниями, на балансе которых не было автосалонов, но им были выделены квоты, — вспоминает другой дилер. — Торгуя этими квотами, компании стали собственниками пакетов акций нескольких дилеров в регионах”.
По словам топ-менеджера одного из крупных московских дилеров, около половины автомобилей он вынужден покупать не на заводе, а у компаний-посредников, не являющихся розничными игроками, но имеющих квоты. По его оценке, около 35% автомобилей поставляется на московский рынок по этой схеме.
Дилеры надеются, что пересмотр квот позволит им получать больше автомобилей, чем сейчас. “Нам квот всегда хватало, но наше руководство всегда умело договариваться с вазовским сбытом, — рассказывает сотрудник в одной из крупных московских дилерских компаний. — А менее крупные дилеры всегда жаловались на недостаток автомобилей”. Глава холдинга “Автотрейд”, владеющего сетью автосалонов в регионах, Владимир Яркин рассчитывает после ревизии получать на 20% больше автомобилей. “Емкость наших автосалонов всегда превышала квоты, и после ревизии нам, я надеюсь, их поднимут”, — говорит он. Сейчас “Автотрейд” продает около 1200 автомобилей в месяц. Яркин рассчитывает поднять продажи до 1400-1500 машин.
Аналитик компании “Уралсиб” Вячеслав Смольянинов говорит, что “АвтоВАЗу” действительно необходимо перераспределить квоты в соответствии с потребностями рынка. “Я слышал, что завод играл квотами, используя их как механизм воздействия на дилеров, — говорит он. — Но усиливающаяся конкуренция диктует другую стратегию, поскольку дилер, следуя за спросом, может переориентироваться на другие брэнды”.
Глеб Столяров
Ведомости
07.02.2006, №20 (1547)
*