Военная полиция появится в России уже в следующем году, а за распространение компьютерных игр, пропагандирующих межнациональную рознь, можно будет угодить в тюрьму на пять лет. Об этом сообщил вчера председатель комитета Госдумы по уголовному и гражданскому законодательству Павел Крашенинников. При этом депутат затруднился ответить на вопросы, смогла бы военная полиция предотвратить трагедию с Андреем Сычевым, и как спецслужбы будут ловить экстремистов, ведущих свою пропаганду через Интернет.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»

Военные полицейские будут заниматься в войсках тем, чем занимаются на гражданке милицейские оперуполномоченные и спецназ Минюста, – расследованием преступлений, сбором доказательств и этапированием задержанных и подсудимых. У военных прокуроров после реформы останется функция выступать обвинителями в судах. Павел Крашенинников убежден, что введение военной полиции сможет «сделать из армии достаточно цивилизованную часть нашего общества». Потому что сейчас дознание в воинских частях возложено на командиров частей, а командиры заинтересованы, чтобы преступления замалчивались. А чтобы военные полицейские не были заинтересованы в замалчивании преступлений, они, по словам Павла Крашенинникова, должны подчиняться МВД или Минюсту, но «очень важно, чтобы ни Министерству обороны».

Закон о военной полиции и поправки в Уголовно-процессуальный кодекс могут быть приняты Госдумой уже в нынешнем году. Однако в бюджете 2006 года расходы на военную полицию не заложены, поэтому в нынешнем году ее не будет. А вот в следующем она может появиться. Военные полицейские будут круглосуточно дежурить в каждом гарнизоне, чтобы «оказаться на месте преступления уже через 15–20 минут». Однако ночевать в каждой казарме, где происходит дедовщина, военные полицейские не будут. На вопрос, смогла бы военная полиция предотвратить трагедию с Андреем Сычевым, Павел Крашенинников не ответил.

Кроме того, Госдума, по его словам, готовится принять поправки в Уголовный кодекс и закон «Об антиэкстремистской деятельности», ужесточающие наказание за создание экстремистских организаций и пропаганду межнациональной и межрелигиозной вражды, а также приравнивающие публикацию экстремистских материалов в Интернете к их распространению через СМИ. Если сейчас за призывы к экстремистской деятельности предусмотрено наказание до трех лет лишения свободы, а за создание соответствующей организации – до четырех, то теперь, по словам Павла Крашенинникова, планируется увеличить максимальное наказание по этим статьям до 5 лет тюрьмы. Поправки проходят согласование в правительстве и Верховном суде и в ближайшее время будут внесены в парламент. А в Минюсте ведется работа по составлению списков запрещенных материалов. Уже известно, что туда попадет не только экстремистская литература, но даже разжигающие межнациональную рознь компьютерные игры.

В то же время депутат обещает, что никаких ограничений на деятельность сети Интернет вводиться не будет. «Если человек вышел распространять экстремистскую литературу на Пушкинскую площадь, наказывать надо этого человека, а не Пушкинскую площадь», – сострил он. Интернет-полиции, в отличие от военной, в России не появится. А структуры по контролю за содержанием Интернета в нашей стране уже созданы. Экстремистские сайты будут отслеживать и закрывать, а если провайдер откажется это делать, его оштрафуют. От ответа на вопрос, как будут ловить Интернет-экстремистов с учетом того, что сайт может находиться за границей, а материал на него не сложно поместить с компьютера в Интернет-кафе, Павел Крашенинников также уклонился: «Поиск и доказывание – это вопрос к спецслужбам».

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

07.02.06

вторник

«Новые Известия»

***