Спутник-скафандр отказался работать без космонавта
Первый эксперимент по выводу на орбиту космического аппарата в нетрадиционной «упаковке» закончился неудачей. Вчера спутник-скафандр «Иван Иванович», запущенный космонавтами Валерием Токаревым и Ульямом Макартуром в свободный полет в ночь с пятницы на субботу с борта Международной космической станции (МКС), перестал передавать сигналы на Землю и превратился в космический мусор.
Обычно исчерпавшие ресурс скафандры «Орлан» отправляли с МКС на Землю на борту американских шаттлов, а затем выставляли на продажу на космических аукционах. Однако американские челноки сейчас простаивают, и возвращения грузов на Землю не происходит. Поэтому одному из выработавших свой ресурс скафандров «Орлан-М» придумали новое применение.
В сентябре и декабре 2005 года грузовики «Прогресс М-54» и «М-55» доставили на МКС аккумуляторные батареи и радиоаппаратуру, а экипаж станции установил их в скафандр. В ночь с пятницы на субботу во время выхода в открытый космос Валерий Токарев и Уильям Макартур вытащили «Орлан-М» из МКС, включили аппаратуру и отправили в свободный полет. По расчетам российского Центра управления полетами (ЦУП), аппарат, которому в РКК «Энергия» дали имя «Иван Иванович» (по аналогии с манекенами, запускавшимися в 1960 году в космос на беспилотных кораблях «Восток» перед полетом Юрия Гагарина), должен был отлетать по крайней мере до конца февраля, а затем войти в плотные слои атмосферы и сгореть. На протяжении этого периода он должен был передавать на частоте 145,99 МГц сигналы для радиолюбителей.
Скафандр «Орлан-М» #14 был изготовлен в научно-производственном предприятии «Звезда» (поселок Томилино Московской области) и доставлен на МКС в сентябре 2001 года. Скафандр весом 130 кг трижды использовался космонавтами для работы в открытом космосе в 2002-2003 годах.
Однако через пару часов самостоятельного полета «Иван Иванович» замолчал. Причину аварии, как заявили Ъ в ЦУПе, установить уже не удастся, потому что, кроме радиопередатчика, никакой другой аппаратуры, контролирующей состояние аппарата в полете, в скафандре установлено не было. Тем не менее космическое командование США успело дать новому спутнику название SuitSat и занести его в свой каталог под номером 28 933.
Более всего по «Ивану Ивановичу» сейчас скорбят в Московском государственном техническом университете имени Баумана, чья аппаратура и была установлена в скафандре. Это уже вторая космическая неудача бауманцев: обзавестись собственным полноценным спутником, приурочив это событие к 250-летию вуза, они пытались еще в ноябре прошлого года, но пуск с Байконура ракеты «Сатана» с первым белорусским спутником «БелКА» и аппаратом «Бауманец-1» был перенесен на 2006 год из-за неготовности к старту «БелКА». Именно после этого РКК «Энергия» предложила бауманцам, не дожидаясь «настоящего» запуска, использовать в качестве корпуса космического аппарата отработавший скафандр «Орлан-М» (в самом МГТУ его назвали «Радиоскаф»). Правда, по сведениям Ъ, на борту МКС осталось еще два аналогичных скафандра, которые при желании можно использовать для повторения неудавшегося эксперимента. Стоит, кстати, напомнить, что МГТУ, который в прошлом году отмечал 175-летие, повезло больше: его юбилейный спутник «Татьяна» был успешно запущен из Плесецка вместе с военным спутником «Парус» на легкой ракете-носителе «Космос 3М» еще в январе 2005 года.
ИВАН Ъ-САФРОНОВ
№ 20/П (№ 3351) от 06.02.2006, ПН
*