Личное мнение. Никита Кричевский: Пенсионный поплавок
Так повысят пенсионный возраст или нет? В который уже раз этот вопрос всплыл на поверхность. Этому, как мог, поспособствовал на последнем заседании правительства глава Минсоцздрава Михаил Зурабов. Правда, бдительный первый вице-премьер Дмитрий Медведев потом успокоил: в ближайшее время пенсионная планка повышена не будет. И верить ему можно вполне. Ведь в будущем году предстоят думские выборы, а потом и президентские. Надо быть самоубийцей, чтоб дать соперникам такой предвыборный козырь.
Еще один важный фактор, непосредственно влияющий на пенсионное финансирование, – нефтегазовая конъюнктура. От нее зависит более половины средств бюджета. Правда, в последнее время рынок поддерживается не столько экономическими, сколько политическими подпорками. То Россия вовлечет пол-Европы в свой газовый скандал с Украиной, то Америка заставит мир замереть в ожидании развязки ядерного противостояния с Ираном. Впрочем, сотрутся эти костыли – найдутся другие. Третий фактор, «голосующий» за сохранение нынешней пенсионной планки – тоже политический: на непопулярные решения в налоговой и социальной сфере в начале десятилетия наложено табу, которое лишь закрепилось неудачной монетизацией.
Однако представленные выше позитивные соображения – лишь радужный фон, на который наползают предгрозовые тучи. Причиной возникшего дефицита Пенсионного фонда стало снижение в прошлом году пенсионного налога с 28 до 20%. ПФР, до этого худо-бедно нагуливавший «жирок» в виде небольшого профицита, в одночасье стал дотационным, зависящим от созданной финансовой вертикали. Продекларированные принципы пенсионного страхования стали жертвой популистского снижения единого социального налога (ЕСН). Целью того недальновидного поступка было доказать заботу правительства о бизнесе и согражданах. Самое интересное – что доказывать заботу именно таким способом никто из них не просил. Да и результат весьма далек от желаемого.
В стране до сих пор масса налогоплательщиков пользуется льготами по уплате ЕСН, следовательно, недоплачивает в ПФР. Это инвалиды, составляющие 17% экономически активного населения. Предоставленные им льготы подменяют реальную адресную социальную помощь. Это организации, уплачивающие налоги по упрощенной системе, а их почти 70% от всех зарегистрированных. Это индивидуальные предприниматели, которые, уплачивая чуть больше трети ставки ЕСН, социальной защитой пользуются наравне с остальными. Наконец, мина замедленного действия – закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В нем четко указано, что с 2008 года доля отчислений на накопительную часть пенсий, то есть те средства, которые нельзя использовать сразу, должна возрасти приблизительно на треть. Если уже сегодня при работе «с колес» денег даже на текущие пенсии не хватает, то что будет в 2008 году? Так что эта мина либо через пару лет взорвется, либо ее придется обезвредить путем изменений в законодательстве.
Однако самые черные тучи несет демография. За последние годы число завтрашних пенсионеров – тех, кому сегодня от 50 до 59 лет, возросло с 14 до 17 миллионов. Параллельно сокращается количество тех, кто в скором времени должен будет начать работать. С начала века россиян в возрасте 10–15 лет стало меньше почти на 3 миллиона. Сегодня на одного пенсионера приходится 1,7 работающих, к 2008 году их станет 1,5. Так что при нынешнем отношении к проблеме пенсионный возраст в 2008–2009 годах повышен будет. И дело тут не в растущем дефиците ПФР, который через два года, по подсчетам г-на Зурабова, составит 400 млрд., по прогнозам самого Пенсионного фонда – 500 млрд., а по прикидкам Счетной палаты – все 650 млрд. рублей. Поплавок нерешенной проблемы окончательно вытолкнет на поверхность само стареющее население. Ведь пенсии через два-три года не повысятся, а снизятся за счет растущего числа желающих их получать.
Что можно предпринять, пока не грянул гром? Во-первых, пересчитать ставку ЕСН. Как показал прошедший год, доходы людей из тени не вышли, а рост инвестиций не оправдал реформаторских ожиданий. Во-вторых, пересмотреть Налоговый кодекс и отменить льготные ставки налогообложения. Принятый еще в ельцинскую эпоху, НК уже не способствует развитию малого бизнеса или сельского хозяйства. Современная действительность прямо указывает на другие, отнюдь не налоговые причины, тормозящие их развитие. В-третьих, прекратить обманывать людей разговорами об отсутствии пенсионной проблемы. Впрочем, понять чиновников можно: пенсии госслужащим составляют до 75% от оклада, а разгонять тучи через два года, возможно, придется совсем другим людям.
Автор – доктор экономических наук, профессор Российского государственного социального университета
06.02.06
понедельник
*