Нитка к иголке. О перспективах создания более мощных кораблей для российских ВМФ
Пожалуй, трудно подсчитать, сколько боевых кораблей после распада Советского Союза было порезано «на иголки». Сегодня, похоже, здравый смысл начинает брать верх: пресловутые иголки мы вновь переливаем в современные корабли. Во вчерашнем номере «Красная звезда» рассказала о закладке нового современного фрегата «Адмирал Горшков» на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге. Теперь речь пойдет о перспективах создания более мощных кораблей для российских ВМФ.
«В перспективе Военно-морской флот будет иметь в своем составе несколько авианосцев. Нам не нужно иметь 12, как у США, но такие корабли в составе ВМФ должны быть», — заявил главнокомандующий ВМФ РФ адмирал В. Масорин в северной столице. В настоящее время, подчеркнул он, наша задача — сохранить авианосную школу и сохранить существующий корабль (ТАРК «Адмирал Кузнецов». — Прим.ред.). «Для того чтобы в будущем у нас был авианосец, нужно провести большую подготовительную работу, а именно: надо построить на территории России наземный научно-испытательный тренировочный комплекс авиации (HИТКА) и создать новый палубный самолет для ВМФ РФ. Hепосредственно строительство авианосца — самое последнее и, возможно, самое легкое в этой цепочке», — подчеркнул адмирал В. Масорин. Он признал, что сегодня изыскивать деньги и начинать строить HИТКУ и делать новый самолет — проблематично. «Hо мы этим занимаемся, и в перспективе российский флот будет иметь авианосцы», — отметил он.
После распада СССР наземный научно-испытательный тренировочный комплекс авиации на аэродроме Hово-Федоровка под Саками в Крыму принадлежит украинским ВВС.
В настоящее время единственной летной частью в России, пилоты которой имеют опыт посадки и взлета с палубы авианосца, является корабельный авиаполк Северного флота, которым до недавнего времени командовал полковник Сергей Рассказов. В ближайшее время, как сообщил Интерфаксу начальник ВВС и ПВО ВМФ России генерал-лейтенант Юрий Антипов, полковник будет назначен заместителем начальника ВВС Северного флота.
Летчики корабельного авиаполка Северного флота, пилоты которого имеют опыт посадки и взлета с палубы авианосца, планируют продолжить в 2006 году тренировки на наземном научно-испытательном тренировочном комплексе в Крыму. «В настоящее время мы отработали все необходимые планы, все запросы украинской стороне направлены. Все будет зависеть от своевременности и объема финансирования, а также от результатов переговорного процесса с украинской стороной», — отметил начальник ВВС и ПВО ВМФ России генерал-лейтенант Юрий Антипов. «В целом нами предусмотрено два варианта: обучение молодых пилотов на HИТКЕ или отработка поставленных задач опытными летчиками в Баренцевом море, непосредственно на авианосце «Адмирал Кузнецов», а также на аэродромах морской авиации», — сказал он. Командующий морской авиацией пояснил, что HИТКА используется только для обучения молодого летного состава.
Касаясь кадрового состава авиаполка, генерал-лейтенант Ю. Антипов подчеркнул, что «летчики-североморцы являются высокопрофессиональными пилотами, большинству летчикам возрастной ценз позволяет совершать вылеты». Он также сообщил, что в середине марта намерен побывать на борту «Адмирала Кузнецова», чтобы по приказанию главнокомандующего ВМФ лично ознакомиться с готовностью корабля к предстоящим отработкам летных задач.
Подготовил Анатолий АНТИПОВ
3 Февраля 2006 года
***