Спустя полтора месяца со дня перехода «АвтоВАЗа» под фактический контроль государственного «Рособоронэкспорта» новые руководители завода представили свою стратегию развития предприятия до 2020 года. Вчера в Тольятти она была обсуждена на заседании совета директоров.

Оказалось, что планы государства простираются далеко за формулу, озвученную Владимиром Путиным в последнем послании Федеральному Собранию, — не привлекать частный капитал «в те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного, капитала» (президент тогда уточнил, что это за сферы, и «АвтоВАЗ» в них уж точно не попадал. — Ред.). Наоборот. По словам главы «Роспрома» Бориса Алешина, на преобразования потребуются колоссальные по меркам российской промышленности инвестиции — «несколько миллиардов долларов». При этом руководство «АвтоВАЗа» дало понять, что инвестиционная программа будет осуществляться если не на деньги, то при поддержке государства. Глава «Роспрома» заявил, что хотя государство сейчас формально и не является мажоритарным акционером «АвтоВАЗа», однако изучает возможность обмена будущих инвестиций на акции.

Главный акционер автозавода, как вчера выяснилось, прежде всего собирается строить новые мощности и переоборудовать существующее производство. «Насыщенность технологическим оборудованием существующего производства завода сегодня такова, что реально попытаться вписать что-то новое в существующее производство практически невозможно. Речь может идти только о строительстве нового производства», — заявил журналистам генеральный директор «АвтоВАЗа» Игорь Есиповский. Новый завод мощностью 450 тыс. машин в год предполагается построить за три года, хотя точные сроки строительства еще не определены. Не определен и точный объем инвестиций. Предполагается, что строительство нового завода может быть профинансировано либо прямыми государственными инвестициями, либо за счет банковских кредитов, обеспеченных гарантиями государства, сообщил глава совета директоров Владимир Артяков. Он уточнил, что «АвтоВАЗ» вместе с «Роспромом» сейчас готовят предложения по государственной инвестиционной политике в предприятие.

На новом заводе в перспективе будут собираться автомобили на трех новых платформах, которые предполагается разработать на самом предприятии и запустить в производство в течение трех лет. В планах компании за это время освоить 12 новых моделей. Это едва ли не больше, чем было освоено предприятием за всю его историю. Г-н Есиповский сказал, что в перспективе «АвтоВАЗ» может освоить производство автомобилей класса D, и возможно, Е (сейчас автозавод производит автомобили класса С и В). А вице-президент по техническому развитию завода Максим Нагайцев добавил, что после введения новых мощностей существующее производство будет обновлено.

Целью преобразований, как говорили вчера руководители «АвтоВАЗа», является сохранение доли рынка в России и удержание покупателей, которые приобретают в качестве первой машины «Ладу», но потом отказываются от продукции «АвтоВАЗа» за счет покупки машин, чаще всего импортных, более высокого класса. Поэтому оснащение новых моделей будет приближенно к современным требованиям. Смена модельного ряда начнется уже в этом году. В конце лета — осенью завод собирается начать выпуск модели LADA Priora, которая в перспективе должна заменить производимое сейчас семейство «десяток». А вот «классика» — «пятерки» и «семерки» — с 2007 года будет снята с производства. Также под вопросом, говорят топ-менеджеры завода, судьба СП «АвтоВАЗа» с General Motors: в существующем виде этот проект они считают нерентабельным и даже размышляют над его свертыванием.

Масштабность и оперативность подготовки инвестпрограммы и решения некоторых вопросов, в том числе по определению площадки под новый завод, дает возможность предположить, что подобные планы были и у прежней команды «АвтоВАЗа». Не было только государства во главе предприятия.

Анна ЛАНДЕР

Время новостей

N°18

03 февраля 2006

Время новостей

***