Министры, врачи и пациенты. Правительство не планирует в ближайшее время повышать пенсионный возраст
В наступившие было снова холода жизнь в Белом доме не замерзала, как в прошлый раз, а, наоборот, кипела, подогреваемая слухами о заболевании премьер-министра Михаила Фрадкова.
Представители пресс-службы правительства не успевали опровергать разговоры об ухудшении здоровья главы кабинета министров, замечая, что «у Фрадкова со вторника легкая простуда». Впрочем, это неудивительно: в конце прошлой недели премьер стойко осматривал в мороз стройки, ТЭЦ и птицефабрику в Белгороде. И продолжить свое региональное турне намеревался сегодня. Однако уже во вторник намеченную поездку в Нижнекамск пришлось отложить. Как оказалось, из-за простуды. Чиновники тоже люди и болеют, как и все.
Отсутствующего на заседании правительства Фрадкова заменил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, сам появившийся после недельного отсутствия по болезни лишь на этой неделе. И тему министры подобрали под стать ситуации — о здравоохранении и гриппе.
По словам Медведева, министерство здравоохранения и социального развития, по сути, работает над улучшением качества жизни граждан. Тем не менее, видимо, оценив и доклад Зурабова, сделанный накануне на президиуме Совета по реализации приоритетных национальных проектов, первый заместитель главы правительства предупредил, что «переходить к новой системе организации здравоохранения надо в пилотном варианте в нескольких регионах».
— Иначе можно породить хаос, — добавил он.
Впрочем, министр здравоохранения и социального развития лишь подлил масла в огонь, заметив, что в ближайшие годы дефицит пенсионной системы составит 350-400 миллиардов рублей. К этому, по его мнению, привела, в частности, реформа пенсионной системы, поскольку часть пенсионных отчислений россияне теперь направляют в накопительную. К тому же серьезно снизилась и налоговая нагрузка на налогоплательщиков.
Рассказав о страшном, Зурабов даже несколько расслабился и заметил, что в ближайшие годы планируется добиться увеличения продолжительности жизни граждан страны и к 2008 году выйти на среднюю продолжительность жизни — 66,2 года. Сейчас средняя продолжительность жизни в стране составляет 65,5 лет — у женщин, а у мужчин — 59 лет. В связи с этим, считает министр, может стать актуальным вопрос о повышении в России возраста, при котором граждане выходят на пенсию. Но лучше бы он этого не говорил. Медведев перебил Зурабова и с металлическими нотками в голосе заметил, что «правительство не планирует в ближайшее время повышать пенсионный возраст».
— Я об этом сказал, — смутившись ответил Зурабов.
— Вы сказали по-другому, — жестко сказал Медведев. — А я бы хотел, чтобы в этом вопросе была полная ясность.
Однако, вроде бы согласившись с первым вице-премьером, после заседания правительства Зурабов все же заметил, что в его ведомстве возможность увеличения пенсионного возраста рассматривают, но лишь как теоретическую. «Сейчас расходы на здравоохранение низкие, это увеличивает нагрузку на пенсионную систему», — разъяснял министр. Однако, по его мнению, в 10-15-летней перспективе можно рассчитывать на изменение качества жизни в лучшую сторону, реализацию планов правительства, повышение объемов медицинской помощи, а также ее профилактической компоненты, что должно сказаться и на увеличении продолжительности жизни в России. «Только когда мы добьемся существенных подвижек в этом, будут основания ставить вопрос об увеличении пенсионного возраста», — упрямо заметил он.
Пока же в стране планируется создание профессиональных пенсионных систем. Таким образом у работодателей появится возможность за счет дополнительных отчислений формировать профессиональные пенсионные системы для повышения пенсий тем, кто выходит на пенсию раньше. Правда, такие профессиональные пенсионные системы будут сформированы в отраслях, имеющих вредные производства.
Говоря о нововведениях, Зурабов все же перебрал отведенные ему для доклада 15 минут. За это время он рассказал о том, насколько увеличится количество исправных машин «скорой помощи», уменьшится показатель младенческой смертности и сократится уровень безработицы.
Причем председательствующему Медведеву проработанность доклада, в общем-то, понравилась. «Видимо, манера изложения была такова, что, к примеру, переход на новую систему медицинского страхования из доклада выпал, — с сожалением заметил первый вице-премьер, добавив: — Наверное, такие вещи более скучны, но они фундаментальные».
— Мы, наверное, Михаила Юрьевича можем уже посадить, — сказал Медведев. Но вопросов к главе минздравсоцразвития оказалось немало, как и недовольных докладом.
Зурабова смутить практически невозможно, но вчера это вдруг произошло. Он соглашался со всеми прозвучавшими в его адрес замечаниями и даже не пытался спорить, отстаивая свою правоту. Сначала министр экономического развития и торговли Герман Греф заметил, что, хотя на национальный проект «Здоровье» выделяется более 70 миллиардов рублей, это не приводит к существенному изменению итоговых количественных показателей.
— Обновление парка автомобилей «скорой помощи» — это, конечно, здорово, но гораздо важнее говорить о качестве медицинской помощи вообще, — призывал Греф. — Населению все равно, сколько денег будет потрачено из бюджета на зарплату врачам и на то, на каких машинах ездят врачи, его волнует, как это повлияет на уровень медуслуг.
По мнению главного экономиста, традиционными средствами изменить ситуацию в здравоохранении уже невозможно: необходимы ключевые преобразования. И все упирается в деньги. Надо в срочном порядке принимать новый закон об обязательном медицинском страховании и закон о новых организационных формах медучреждений.
Речь Грефа взволновала и присутствующих в зале: дать оценку доклада готовы были и сами врачи. Но Медведев тут же предупредил желающих выступить, что надо ограничить себя во времени, поскольку предоставление им слова — «это добрая воля правительства». Воспользоваться высокой трибуной для того, чтобы раскритиковать доклад министра, решил присутствовавший на заседании глава комиссии Общественной палаты по медицине Леонид Рошаль.
— Доклад неглубоко проработан, — с ходу, абсолютно не смущаясь, произнес он. — Он не понравился мне ни по сути, ни по изложению.
На памяти наблюдателей — это не первый случай, когда Рошаль недоволен словами и действиями министра. По его мнению, в докладе Зурабов должен был назвать конкретные задачи на три года и последствия их выполнения. Врач также высказал неудовлетворение принципами финансирования первичного звена медицины. «Кого мы понимаем под первичным звеном?» — задавал вопрос Рошаль, так и оставшийся без ответа. В результате, уверен он, из поликлиник «уйдут узкие специалисты и некому будет лечить людей, направляемых туда из больниц». Кроме того, он подверг критике предлагаемую концепцию реформирования системы обязательного медицинского страхования. «Не надо переходить на коммунистические рельсы — собирать с богатых регионов и дотировать слабых, это должно взять на себя государство», — призвал Рошаль. В итоге от имени Общественной палаты он предложил правительству помощь в экспертизе готовящейся модернизации здравоохранения.
— Я понимаю, что члены правительства должны мягко хвалить доклад, но, я считаю, что доклад плохой, — поставил точку Рошаль.
Казалось бы, Зурабов должен был броситься на защиту своего детища, но министр лишь тихо признал, что конкретных показателей в докладе, видимо, не хватало, а основные направления деятельности его министерства на среднесрочную перспективу необходимо подкорректировать с учетом определения более ясных планов и прогнозов.
— Я не разделяю мнения о том, что это плохой материал, — вдруг бросился на защиту Зурабова Дмитрий Медведев, предлагая сравнить его с тем, что было еще 5-7 лет назад. — Это блестящий материал. Вот способ донесения — плохой.
И правительство в целом одобрило доклад министра, предложив в двухмесячный срок подготовить законопроект об ОМС.
Елена Лашкина
Дата публикации 3 февраля 2006 г.
*