Артур Конан Дойл — папа Шерлока Холмса, создатель “Затерянного мира” — совершенно неизвестен россиянам как оккультист. Именно оккультные науки, мистицизм, спиритизм, “вызовы” духов и прочее — вот чем увлекался писатель, и не совсем уж в старости. Так что о маразме говорить не будем — все серьезно в “Стране туманов”. Этот роман Артура Конана Дойла скоро появится на книжных прилавках.

Великий логик поверил в спиритизм от горя, услышав с помощью “передатчика”-медиума голос умершего сына. И с тех пор Конан Дойл стал не только изучать спиритизм, но и заниматься им, и пропагандировать его, и даже читать публичные лекции на эту тему в разных странах. Впрочем, верите ли вы в возможность пообщаться с покойной бабушкой или не верите, абсолютно неважно. Ведь Конан Дойл есть Конан Дойл, он интересен во всем и всегда.

    “Страна туманов” — последнее приключение профессора Челленджера и его друзей. Впрочем, со времен их путешествия по “Затерянному миру” в Южной Америке прошло много лет. Журналист Мелоун повзрослел, почти постарел и утратил свою непосредственность. Челленджер стал менее принципиален — хотя во время научных диспутов все еще обзывается и пускает в ход кулаки. Профессор Саммерли благополучно скончался, и теперь в свет выходит новая героиня — дочь Челленджера, Энид. Как видим, герои — те же, та же старая Англия, тот же автор… А все же что-то тут не то.

    Главный герой “Страны туманов” — Спиритизм с большой буквы. Роман — почти агитка, почти проповедь. Смерти нет, а люди, умирая, как бы переходят в другую комнату и преспокойно общаются с живыми, как только те дают им эту возможность.

      Цитата: “Вы, может быть, еще не забыли, как на одном из сеансов у братьев Давенпорт корреспонденту из “Таймс” бубном отрезало голову. Все это, разумеется, прискорбно, но это было, и тут уж ничего не поделаешь. Однако ничего подобного духи не позволяли себе в отношении друзей”.

    Когда читаешь этот роман, иногда хочется, чтобы пришел Шерлок Холмс и во всем этом здраво разобрался. Но Шерлока нет, есть Мелоун, который из Фомы неверующего быстро превращается в любителя “духовых” посиделок. Автор поставил себе задачу заставить нас поверить в спиритизм с помощью своего таланта. На время чтения романа ему это удалось.

    Возникает вопрос: скрупулезный логик-аналитик Конан Дойл серьезно верил во всю эту мистику? И посвятил ей жизнь? Значит, в спиритизме для него была логика. Едва ли не каждый третий россиянин когда-нибудь, умирая от хохота, держал руки над блюдцем, и едва ли не каждый десятый наблюдал, округляя глаза, за тем, как это самое блюдце все-таки двигается. Так что, если хотите, можете у Конана Дойла сами все спросить.

   

      Мнение эксперта:

    Василий Ливанов, лучший Шерлок Холмс всех времен и народов.

    — Артур Конан Дойл был необычным человеком. Его склонность к спиритизму — а что в этом плохого? Он совместил в себе романтика, практика и идеалиста и был истинным христианином.

      Владимир Дашкевич, автор музыки к фильму “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”.

    — Конан Дойл был увлекающимся, склонным к авантюрам человеком. Считается, что именно он с друзьями причастен к истории с подделкой косточки, отличающей человека от обезьяны. Над этой “загадкой” ученые бились 40 лет, а оказалось — шутка Конана Дойла.

Московский Комсомолец

от 03.02.2006

Московский Комсомолец

***