Цивилизованное сокращение космодромов. Военно-космическая деятельность сворачивается, судьба тысяч военнослужащих никого не заботит
(НГ). Недавно для десятков тысяч военнослужащих Космических войск России как гром среди ясного неба прозвучало сообщение руководства Минобороны об упразднении космодрома Свободный и ликвидации ряда его объектов на Байконуре. Правда, вице-премьер правительства РФ – министр обороны Сергей Иванов уточнил, что «Россия не планирует отказываться от военных запусков с космодрома Байконур, но намерена сократить на нем численность воинского контингента». И добавил, что основным космодромом, где ведутся военные программы, является Плесецк. С Байконура же в настоящее время осуществляется мало запусков ракет в интересах МО.
Байконур. Стартовый комплекс «Энергия–Буран».
Фото из каталога «Оружие России» |
А люди – последнее дело…
Стоит отметить, что Сергей Иванов сказал все это в начале 2006 года. Между тем соответствующее решение о частичном свертывании военно-космической деятельности Минобороны и передаче Роскосмосу объектов космодрома «Байконур» было принято еще в сентябре 2005 года (приказ МО РФ № 106/370). Тогда же, вероятно, определилась и судьба Свободного. То есть комментарий главы МО объясняется нежеланием довести до общественности весьма важную информацию.
Дело в том, что весть об «урезании» Космических войск вызвала в них волну негодования. Еще в октябре 2005 года на Байконуре даже прошел санкционированный военными и гражданскими властями митинг протеста против огульного сокращения военнослужащих без предоставления жилья в России. Во все вышестоящие инстанции были отправлены обращения не оставлять на произвол судьбы без крыши над головой, без переучивания на гражданские специальности десятки тысяч людей в погонах, которые, отслужив на закрываемых космодромах по многу лет, принеся своей стране огромную пользу, в том числе и экономическую, теперь стали вдруг никому не нужны.
Как сообщил «НГ» подполковник КВ Сергей Иванов, военнослужащие требуют провести парламентскую проверку массовых нарушений их прав. Оказывается, на сокращаемых космодромах офицеров увольняют сотнями. Причем куда им деваться после отъезда из гарнизонов – неизвестно. Только после ряда коллективных жалоб в октябре–ноябре 2005 года байконуровцам выделили всего 111 жилищных сертификатов, хотя их требуется в несколько раз больше.
Неудивительно, что эта фактическая подачка никак не смягчила напряженность. Вдобавок, по словам подполковника Иванова, «сертификаты были выписаны всем подряд очередникам, но при этом ни у кого не спросили вышестоящие командиры, есть ли у подчиненных необходимые суммы на доплату». На выданные по сертификатам 11 560 рублей за квадратный метр просто невозможно купить нормальную квартиру даже в небольших районных городах, не говоря уже об областных или республиканских центрах. О Москве же, Санкт-Петербурге, Подмосковье или Ленинградской области и мечтать не приходится.
Туманные перспективы
Кстати, нельзя не обратить внимание на то, что первым публично заговорил о судьбе военных космодромов бывший командующий Космическими войсками, а ныне руководитель ФКА Анатолий Перминов. Выступая в декабре прошлого года на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, он сказал: «Министерство обороны РФ полностью передаст свои объекты на Байконуре Роскосмосу в 2007 году». Такая планомерная, а не мгновенная передача космодрома, по мнению генерал-полковника, позволит МО решить жилищные проблемы военнослужащих, не вызовет массовых протестов.
Заметим, что это было сказано в декабре. Но протесты военнослужащих на Байконуре начались уже осенью и достигли к зиме такого накала, что даже руководитель ФКА вынужден был как-то обозначить суть возникшего конфликта и открыто высказаться на сей счет. Что же касается Свободного, то, по словам Анатолия Перминова, «его будущее пока остается открытым».
Однако, похоже, планы планомерной передачи космодромов, решения социальных проблем военнослужащих КВ оказались под угрозой срыва. Как рассказал подполковник КВ Сергей Иванов, на Байконуре оказавшиеся не у дел специалисты не хотят оставаться в Казахстане, требуют предоставления квартир в России. Сейчас с космодрома молодые офицеры переводятся к новым местам службы, увольняемые в запас ставятся в жилищную очередь, им оформляются пенсии. Однако, как уже говорилось выше, ГЖС выделено крайне мало. Кроме того, для приобретения жилья по сертификату в более-менее благополучном российском регионе требуется доплата от 500 тыс. рублей и выше. Таких денег у военнослужащих просто нет.
Неясные перспективы с собственной крышей над головой и у тех, кто отказался от ГЖС. Руководство космодрома, по словам подполковника Иванова, уже сообщило всем сокращаемым военнослужащим, что бесплатных квартир им придется ждать долго. Причем это будет так называемое жилье «социального найма», то есть не подлежащее приватизации. Вызывает возмущение людей и подход к их запросам. Например, заблаговременно увольняемые в запас на основе собранных многочисленных документов указали, в каком регионе РФ и почему они хотели бы жить. Но вместо Краснодара предлагаются квартиры в Йошкар-Оле, а вместо Ростова-на-Дону – Чебоксары.
Вот такое своеобразное «цивилизованное» сокращение происходит на самом известном в мире российском космодроме. Очевидно, то же самое творится и на Свободном.
Следовательно, не надо сомневаться: очередной военный объект ждет незавидная судьба консервации и медленного умирания. Зрелых летами, еще полных сил опытных военнослужащих определят в запас, назначив скромную пенсию и обеспечив бесприютное существование. Молодых же офицеров ожидает дальнейшая служба в «космической глуши» за нищенскую зарплату с перспективой получения личных квартир по ипотеке лет эдак через 15.
Александр Бабакин
03.02.2006
***