2 февраля 1879 года гласные Самарской городской думы, желая оградить горожан от возможной эпидемии холеры, приняли решение устроить в городе 19 колодцев, чтобы самарцы не брали воду из Волги и Самарки. Намечено также приобрести особую калильную печь и подвергать в ней обработке старую одежду, продаваемую на рынках. Признано необходимым засыпать все ямы на улицах, где долго стоит вода, и обработать их негашеной известью.

Меры по профилактике холерных заболеваний были продолжением большой работы по благоустройству Самары, осуществляемой городским головой Петром Алабиным. Как никто другой он отдал много времени и сил, чтобы облагородить облик города. Будучи страстным садоводом, автором «Словаря дикорастущих и культурных растений», он стал инициатором создания «соборных садиков», по-нашему скверов в Самаре. Все они были «…чуть не собственноручно разсажены темъ же П.В.Алабиным. И все, что ныне у нас называется благоустройством – это есть плодъ трудовъ Петра Владимировича» — писали газеты того времени.

Алабин был инициатором создания в городе водопровода и газового освещения. При нем были построены Публичный музей, театр, библиотека, метеорологическая станция, заложен Кафедральный собор. На смену пожароопасным деревянным домам стали строиться двух-трех и даже четырехэтажные каменные здания. Многие магазины «щеголяли саженными зеркальными стеклами в окнах и красивой внутренней отделкой». Появился «образцовый» спуск к берегу Волги от Театральной площади. Став достоянием города, совершенно преобразился запущенный Струковский сад. Самара обретала черты современного губернского города.

*