Январь этого года в Туркмении запомнят надолго. Этот месяц, носящий имя туркменского кормчего Туркменбаши, стал благодаря ему последним в жизни многих стариков и старух. Они падали в обморок, их настигал инфаркт, они умирали прямо в почтовых отделениях, банках и собесах, когда узнавали, что у них отобрали, у кого полностью, у кого частично, пенсию. Это была воля вождя, «алмазного венца туркменского народа».

Впервые Туркменбаши изрек ее, видимо, в качестве новогоднего подарка, 30 декабря 2005 года на заседании правительства. Тогда он предупредил лишь о предстоящем сокращении пенсионных выплат на 10—20%. Чтобы не волновать население, сердобольный сердар (так принято называть «любимого вождя» в стране «золотого века Туркменбаши») распорядился не упоминать об этой новости в официальных отчетах о заседании. Не поступило вслед за этим и никаких указов и постановлений. Все произошло «по-ниязовски», сказано—сделано. И уже 2 января старикам, пришедшим на почту за пенсией, сказали, что денег нет. Посоветовали прийти позже, через пару дней, через пару недель…

Подавляющая часть пожилых людей, живших от пенсии к пенсии, вмиг оказалась без средств к существованию. И тут началось то, что в сегодняшней Туркмении кажется невозможным. Те несчастные, что оказались в состоянии перенести шок, стали отправляться целыми группами в министерство соцобеспечения и требовать объяснений. Более того, как сообщает, ссылаясь на очевидцев, базирующаяся в Вене организация «Туркменская инициатива по правам человека», «группа возмущенных пенсионеров звонила в отдел писем ашхабадского хякимлика, пытаясь выяснить, где можно получить разрешение на массовое шествие перед президентским дворцом». Радиостанция «Немецкая волна» на днях сообщила, что, «по поступающим из Туркмении сведениям, морги и даже патологоанатомические кабинеты в городах переполнены скончавшимися от инфарктов пожилыми людьми», а «такой удар по пенсионерам может привести в скором времени к гибели тысяч людей».

Волнения и паника охватили практически все регионы страны, люди требовали вернуть им пенсии. Чтобы успокоить их, туда были срочно командированы чиновники Минсоцобеспечения, пытавшиеся объяснить, что «положение временное», вызвано оно выявленными самим вождем нарушениями в расчетах пенсионных выплат. Некоторые чиновники отваживались на откровенность, рассказывая, что в государственной казне просто нет денег, и бюджет трещит по швам. Люди не могли в это поверить — ведь еще пару лет назад, в августе 2003 года любимый вождь, выступая на халк маслахаты (верховный орган Туркмении), обещал, что страна богатеет, и пенсии, как и зарплаты, будут неуклонно повышаться в два, три, пять раз!

Другие же вспомнили о настороживших их словах Туркменбаши, сказанных уже в прошлом году, что у туркмен есть традиция — стариков должны кормить их взрослые дети. А если детей нет? Ответ был найден и на этот вопрос. По сведениям «Времени новостей», работники хякимликов ходят по домам и выявляют одиноких стариков. Им настоятельно предлагают отказаться от пенсии, сдать жилплощадь и переехать на «все готовое» в дом престарелых.

И тем не менее все ждали, что же скажет сам сердар. И он сказал. Сначала своим министрам, собрав их накануне своего отлета в Москву 22 января. Как сообщает «Немецкая волна», он объяснил, что пенсии не должны получать те, у кого есть дети старше 18 лет. А те, кто их не имеет, но хочет получать пенсию в прежнем размере, должны доказать непрерывный стаж работы не менее 38 лет. Если доказать не смогут, то должны возвратить в казну лишние деньги, полученные за последние два года. Особенно возмущался Туркменбаши тем, что пенсию получают колхозники, и распорядился на два года приостановить им выплаты. Оказывается, в советские времена они работали на полях целыми семьями, а зарплата выписывалась лишь на главу семьи, которому, таким образом, незаконно начислялась повышенная пенсия.

Наконец 25 января, вернувшись из Москвы, вождь подписывает спешно исправленный новый закон о пенсиях. И все слухи стали явью. В законе, к примеру, исчезли статьи о выплате пенсий инвалидам. Но зато появился обширный раздел под названием «Удержание излишне выплаченной суммы», статьи об «ответственности за предоставление недостоверных сведений… за назначение и выплату пенсий».

Что руководит туркменским диктатором, объявившим войну собственному народу, рационально объяснить невозможно. Известный немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш называет происходящее «геноцидом». «Ниязов сознательно идет на истребление пожилой части населения, помнящей еще прежние дониязовские времена и тем для него социально опасной…» — говорит г-н Лаубш. Очевидно, вождь уверен, что бунт ему не грозит, поскольку те, кто помоложе, ничего не помнят, почитая только двух туркменских стариков, маму и папу Туркменбаши. А что, если он заблуждается?

Аркадий ДУБНОВ

Время новостей

N°17

02 февраля 2006

Время новостей

***