За качественный Интернет. Мининформсвязи готовит правила оказания услуг доступа в Сеть
Мининформсвязи до конца марта представит в правительство проект правил оказания услуг доступа в Интернет. Эксперты и участники рынка в целом одобряют инициативу чиновников, хотя полагают, что рынок способен отрегулировать себя и сам.
Директор департамента госполитики в сфере инфокоммуникаций Мининформсвязи Виталий Слизень рассказал, что до конца I квартала министерство внесет в правительство проект правил оказания телематических услуг (доступа в Интернет). По оценкам iKS-Consulting, объем этого рынка в 2005 г. составил около $1 млрд. По словам Слизеня, министерство собирается установить критерии, которые позволят оценивать качество работы интернет-провайдеров. Одним из критериев может быть, к примеру, время, которое уходит у пользователя на то, чтобы дозвониться до провайдера. Существует и много других неясных вопросов, которые должны проясниться с выходом правил, — например, в какой момент следует считать оказанной услугу по пересылке электронной почты. “Одни скажут, что услуга оказана, когда письмо уходит с сервера провайдера; другие — когда письмо приходит на компьютер получателя; третьи же сочтут услугу оказанной, лишь когда получатель убедится, что письмо открывается в том виде, в каком было отправлено”, — говорит Слизень. Кроме того, министерство подумывает призвать провайдеров позаботиться о безопасности пользователей — например, размещать на своих сайтах бесплатные антивирусы или предупреждать клиентов о грозящих опасностях, добавляет Слизень.
Топ-менеджер крупного столичного оператора считает разработку подобных правил правильным шагом. “В Москве более 400 домовых сетей, многие из них поддерживаются студентами и не могут гарантировать пользователям нормального качества, — объясняет он. — Крупные же провайдеры инвестируют в качество обслуживания”. “Мы заинтересованы в том, чтобы участники рынка оказывали качественные услуги: это ведет к добросовестной конкуренции и благотворно влияет на рынок”, — согласен пресс-секретарь “МТУ-Интела” Евгений Рябовол.
А вот директор по маркетингу телекоммуникационной компании “Караван” Андрей Цуманов считает неочевидной целесообразность закрепления стандартов качества на законодательном уровне. С корпоративными клиентами, которым требуется высокий уровень надежности, провайдеры давно взяли за правило подписывать соглашения об уровне качества, рассказывает он. За нарушение условий соглашения клиент вправе штрафовать провайдера, говорит Цуманов. Практика подписания с клиентами соглашений об уровне качества существует и у Golden Telecom, подтверждает директор по корпоративным связям и PR этой компании Анна Чин-Го-Пин. “Если стандарты качества будут утверждены в виде правил, мы, безусловно, поддержим их”, — добавляет она.
Для домовых же сетей уровень качества — вопрос второстепенный, считает Цуманов. Домашним пользователям важна прежде всего дешевизна услуг и они готовы смириться с их низким качеством, полагает он. “Если цель новых правил — повысить качество услуг, мы это только приветствуем”, — говорит гендиректор домовой сети “Ай Хоум” и зампредседателя Ассоциации домовых сетей и компьютерных клубов (АДСК) Василий Масловский. Он согласен, что с рынка могут уйти некоторые домовые сети, но в основном лишь мелкие. “Некоторые домовые сети даже опережают по качеству услуг крупных провайдеров”, — отмечает он, поясняя, что местные сети могут оперативнее реагировать на запросы клиентов и зачастую более заинтересованы в их удержании.
Председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин сомневается в необходимости законодательно регулировать качество интернет-услуг. “Я не слышал, чтобы подобное делалось в развитых странах, качество регулируется рынком”, — говорит он. Регламентировать качество услуг доступа в Сеть не имеет смысла еще и потому, что технологии доступа постоянно совершенствуются, добавляет представитель крупного интернет-провайдера.
Игорь Цуканов
Ведомости
02.02.2006, №17 (1544)
*