Едва возглавив “АвтоВАЗ”, команда из “Рособоронэкспорта” уже готова предложить совету директоров по сути построить еще один завод. Сегодня совет рассмотрит стратегию развития предприятия, главный пункт которой — увеличение мощностей завода до более чем 1 млн машин в год. Под такие наполеоновские планы можно получить миллиарды долларов госинвестиций, уверены эксперты.

В 2005 г. “АвтоВАЗ” произвел 721 500 машин. Выручка по МСФО в 2004 г. – 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. 22 декабря в совет директоров вошли менеджеры ФГУП “Рособоронэкспорт”, Внешторгбанка (99,9% акций принадлежит государству) и руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин. Председатель совета – заместитетль гендиректора “Рособоронэкспорта” Владимир Артяков.

Совет директоров “АвтоВАЗа” сегодня рассмотрит новую стратегию развития до 2020 г. Ее разрабатывает новая команда менеджеров во главе с гендиректором Игорем Есиповским. Этот документ должен показать, как “Рособоронэкспорт”, который Владимир Путин окрестил кризисным менеджером для “АвтоВАЗа”, видит будущее завода. Детали стратегии пока не известны даже некоторым членам совета директоров концерна, опрошенным “Ведомостями”. Но сразу несколько источников, близких к автозаводу, отмечают, что одним из основных предложений команды Есиповского станет увеличение производственных мощностей автозавода до более чем 1 млн автомобилей в год.

“Еще в конце прошлого года новые управленцы называли цифру и в 1,5 млн”, — уверяет один из собеседников “Ведомостей”. “В прошлом году завод работал с почти 100%-ной загрузкой мощностей и выпустил более 700 000 машин. Так что, по сути, речь может пойти о строительстве второго завода мощностью 300 000-400 000 машин в год”, — отмечает источник. Он напоминает, что для “АвтоВАЗа” это не в новинку — ведь под проект Lada Kalina автоконцерн также фактически заново создал новое производство мощностью 220 000 автомобилей в год — с окраской, сваркой и сборкой. “На это было потрачено около $500 млн, еще $140 млн ушло на разработку самой Kalina”, — вспоминает один из сотрудников “АвтоВАЗа”. Расширение мощностей еще на 400 000 машин в год может стоить более $1 млрд, отмечает аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов. Вместе с увеличением выпуска двигателей речь может идти и о большей сумме инвестиций, соглашается сотрудник “АвтоВАЗа”.

Выпускаться на новых мощностях, по замыслу выходцев из “Рособоронэкспорта”, будут только новые модели. Еще при прежнем руководителе “АвтоВАЗа” Владимире Каданникове стратегия предполагала замену “классики”, “десятки” и “Самар” “новым семейством автомобилей. Платформ предполагалось разработать всего две — В и С. Команда Есиповского, по словам источников, видевших проект стратегии, предполагает, что “АвтоВАЗ” разработает сразу четыре новых автомобиля класса В, С, D и внедорожники (SUV).

Когда “АвтоВАЗ” начнет расширение мощностей, неясно. “Сначала стратегия развития «АвтоВАЗа» должна быть утверждена, а потом под нее должно быть получено государственное финансирование”, — полагает источник, близкий к акционерам автоконцерна. По его мнению, “АвтоВАЗ” сейчас претендент номер один на деньги инвестфонда. Так же думают и некоторые чиновники. В случае представления “АвтоВАЗом” проекта производства новой платформы автомобилей директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач предлагает рассмотреть возможность поддержки такого проекта из средств инвестфонда. Такой пункт чиновник включил в качестве одного из предложений по развитию автопрома, направленных в конце декабря в Минпромэнерго. От официальных комментариев в “Рособоронэкспорте”, “АвтоВАЗе” и Внешторгбанке воздержались.

Аналитикам понятен замысел “Рособоронэкспорта”. “Скорее всего, цифра в 400 000 вытекает из ожиданий роста автомобильного рынка”, — говорит Смольянинов, который он оценивает в 2,3 млн автомобилей к 2010 г. “АвтоВАЗ” к тому времени неизбежно снизит свою долю ниже 50%, уверен он. “Чтобы не потерять ее, они хотят расширить производство”, — соглашается аналитик “Метрополя” Александр Жуков. Но этого может оказаться недостаточно, предупреждает Смольянинов, ведь, чтобы сохранить рынок, надо поддерживать конкурентную цену и повышать качество. Главной угрозой для “АвтоВАЗа” Жуков считает китайских производителей Chery и Great Wall, а также дешевые иномарки, как Renault Logan.

Юлия Федоринова

Ведомости

02.02.2006, №17 (1544)

Ведомости

*