Угнать за 10 секунд. Продукция «АвтоВАЗа» оказалась в лидерах у похитителей машин
На днях Департамент уголовного розыска МВД РФ озвучил статистику по угонам автотранспорта по России за 2005 год. По сравнению с 2004 годом количество угонов несколько снизилось, и в розыске по России числилось 110 тысяч легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и спецтехники. Самыми популярными марками у автоворов остаются продукция «АвтоВАЗа», немецкого концерна «Фольксваген», а также японские автомобили. Милиционеры жалуются, что борьба с автопреступностью затруднена из-за несовершенства нынешнего законодательства.
Вернуть угнанный автомобиль практически нереально.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН |
По подсчету специалистов Департамента уголовного розыска МВД РФ, в минувшем году в розыске по всей России числилось более 110,6 тыс. машин. При этом в 2004 году добычей российских автоворов стали 125 тыс. «железных коней». Из общего числа разыскиваемых автомобилей 57 тыс. были угнаны и 53,6 тыс. похищены. Действующее законодательство позволяет трактовать угон автомобиля по двум принципиально разным статьям УК РФ, и милиционеры считают, что именно в этой юридической коллизии скрывается причина расцвета автопреступности. Статья 166 УК РФ трактует угон как неправомерное завладение автомобилем без цели хищения. Например, человек угнал чужой автомобиль, чтобы просто покататься. В случае задержания угонщика реально ожидает лишь штраф или условное наказание. В статье 158 УК РФ («кража») речь уже идет непосредственно о краже автомобиля с целью наживы, и угонщику грозит до 10 лет лишения свободы. Однако, как признаются сами милиционеры, доказать умысел преступника в этом случае весьма проблематично. Профессиональные автоворы прекрасно знают об этой «дыре» в уголовном законодательстве и активно ею пользуются. При задержании они обычно утверждают, что воспользовались чужим автомобилем для срочной поездки в больницу и непременно собирались его вернуть владельцу. В 2005 году депутаты Госдумы пытались уточнить понятие «хищение автомобиля» и внести соответствующие поправки в законодательство, однако этот вопрос до сих пор находится на рассмотрении.
По количеству похищенных автомобилей в 2005 году традиционно «лидировали» Москва и Санкт-Петербург. Только в одной Москве было похищено за год около 14 тыс. автомобилей. Рейтинг наиболее угоняемых марок в столице и регионах практически не различается и по сравнению с 2004 годом не изменился. Так же, как и в позапрошлом году, с большим отрывом от своих иноземных собратьев в нем «лидирует» продукция Волжского автозавода. В Москве в 2005 году было угнано более 4 тысяч «Жигулей», большая часть которых пришлась на автомобили девятого и десятого семейства. Второе место по количеству угонов занимают автомобили немецких производителей, «лидером» которых является продукция концерна «Фольксваген». В 2005 году в столице было похищено 1 тыс. 266 автомобилей различных моделей «Фольксвагена» и «Ауди». Наиболее угоняемыми моделями по-прежнему числятся «Фольксваген Пассат», «Ауди А6» и «Ауди-80». На «Мерседес» и БМВ пришлось лишь по 5% от общего количества угонов. В последнее время в «лидеры» по Москве выбились и автомобили японских марок «Хонда» и «Тойота». В минувшем году особой популярностью у жуликов пользовались внедорожники от этих производителей: «Хонда СРВ» – 134 авто, «Тойота Лэнд Крузер» – 150 автомобилей и «Тойота РАВ 4» – 121 автомобиль. Среди легковых автомобилей в «лидеры» выбились «Хонда
Аккорд» – 359 авто, седан бизнес-класса «Тойота Камри» – 296 автомобилей и «Тойота Авенсис» – 216 авто.
Помимо народных марок, в 2005 году отечественные автоугонщики начали «осваивать» экзотические и редкие автомобили, а также строительную и специальную технику. За прошедший год несколько обеспеченных столичных жителей лишились своих «Хаммеров», «Роллс-Ройсов», «Порше» и даже «Феррари». Резко возросло и количество похищений со строительных площадок различного спецтранспорта и техники. Подобную технику относительно легко угнать или похитить, а по стоимости она может запросто превосходить уникальный спорткар или редкий лимузин. Так, средняя стоимость асфальтоукладчика составляет около полумиллиона долларов, а каток может стоить 300 тыс. долларов.
Всего в 2005 году милиционерам удалось раскрыть 5,5 тысячи краж и более 28 тысяч угонов автомобилей, в том числе похищенных и пропавших в прошлые годы.
По словам оперативников угрозыска, большинство угонов автомобилей происходит со стоянок перед крупными магазинами, торговыми центрами и с территории рынков. Для профессиональных автоворов практически не имеет значения, какой сигнализацией или механическими средствами защиты оснащен автомобиль. По словам милиционеров, с помощью специальных сканеров и особо прочных отмычек преступники с легкостью нейтрализуют любую сигнализацию, а общее время угона даже при наличии механических блокировок не превышает 10 секунд.
В большинстве случаев преступники разбирают угнанные автомобили на запчасти, которые затем продают. Ворованные престижные иномарки и относительно свежие отечественные автомобили после перебивки номеров и легализации обычно оказываются в регионах Северного Кавказа или странах СНГ. В последнее время стали популярны угоны дорогих автомобилей с последующим требованием выкупа за их возвращение.
ТОP-5 САМЫХ УГОНЯЕМЫХ МОДЕЛЕЙ
1. ВАЗ 2110 и его модификации
2. Фольксваген Пассат
3. ВАЗ 2109(099)
4. Ауди А6
5. Тойота Камри
VIP-УГОНЫ АВТОМОБИЛЕЙ
30 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА в Москве из гаража, взломав замки, угнали черный джип Toyota Land Cruiser-100, принадлежащий певцу Леониду Агутину. Ущерб оценен в 2 млн. рублей.
13 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА в Санкт-Петербурге угнали Lexus LX470 генерального директора ЗАО «Первый канал – Санкт-Петербург» Эдуарда Райкина. Хозяина не было около автомобиля всего 20 минут.
8 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА у продюсера и шоумена Александра Цекало украли Mercedes Benz S430 4М.
25 СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА у популярного певца Олега Газманова угнали Mercedes Benz класса С 1996 года выпуска.
15 АВГУСТА 2003 ГОДА у телеведущего ОРТ Михаила Леонтьева украли джип Grand Cherokee 1993 года выпуска.
АНДРЕЙ ПАНКОВ
02.02.06
четверг
***