УАЗ меняет старое на новое. И сокращает персонал
ОАО «УАЗ» объявило о сокращении численности работников предприятия в текущем году на 2 тыс. 950 человек, что составляет около 15% численного состава завода. В ОАО «Северсталь-Авто» (владелец автозавода) объясняют эту меру тем, что у ульяновского предприятия нет перспектив в плане продаж своей продукции. Из-за введения в России с 1 апреля экологического стандарта Евро-2 завод постепенно перейдет на выпуск UAZ – Patriot. При этом и другие модели будут сняты с производства, поэтому большого количества работников заводу уже не понадобится.
В течение этого года на ОАО «Ульяновский автомобильный завод» будут уволены около трех тысяч человек. В основном, будут сокращены рабочие специальности и только 500 инженерно-технических работников. Информацию о грядущих сокращениях работников на УАЗе подтвердила пресс-секретарь «Северсталь-Авто» Зоя Каика, сообщив, что холдинг впервые проводит сокращения рабочих мест на УАЗе и объясняется эта мера тем, что произойдет падение объемов производства автомобилей старого модельного ряда в связи с переходом на экологический стандарт Евро-2 с 1 апреля 2006 года. Напомним, в прошлом году число работников основного производства УАЗа было уменьшено на 2,5 тыс. человек, но, как отметила госпожа Каика, это нельзя было назвать сокращением, поскольку люди были просто переведены на работу в дочерние структуры завода.
Ъ Ульяновский автомобильный завод начал работу в 1941 году. Сейчас на долю УАЗа приходится около 15% российского рынка внедорожников. Предприятие вместе с Заволжским моторным заводом и заводом микролитражных автомобилей входит в состав холдинговой компании «Северсталь-Авто». В настоящий момент УАЗ предлагает своим клиентам одиннадцать основных модификаций внедорожников. В 2004 году на УАЗе было произведено 70 тыс. 300 автомобилей, в 2005 – 68 тыс. На заводе работает 21,5 тыс. человек, средняя зарплата составляет 4-5 тыс. рублей в месяц.
«У завода нет больших перспектив в плане продаж», — отметила Зоя Каика. Поэтому с производства снимаются модели старого образца, разработанные в 60-70 годов прошлого века. Фактически с этого года УАЗ будет производить только автомобили UAZ-Hunter и UAZ-Patriot. При этом, по словам госпожи Каика, в дальнейшем классический внедорожник (UAZ-Hunter) будет замещаться Patriot. На предприятии „Ъ“ сообщили, что в связи с подорожанием закупок комплектующих для УАЗа, годовой план выпуска машин сокращается в разы (по плану в 2006 году завод должен выпустить 63 тыс. машин). При этом точную цифру, на которую уменьшится объем выпуска, на предприятии назвать отказались.
Между тем на заводе возрастает социальное напряжение. Председатель профкома УАЗа Анатолий Чувашлов заявил „Ъ“, что обстановка на заводе сегодня «ненормальная, но, к сожалению, действующий Трудовой кодекс не дает профсоюзу возможности влиять на решение работодателя. Наша задача ограничивается тем, чтобы работодатели соблюдали трудовое законодательство и правильно произвели все выплаты и расчеты увольняемых».
По словам госпожи Каики, сокращение численности работающих на УАЗе – нормальный процесс, характерный для всех мировых автомобильных производителей. И в будущем УАЗ должен прийти к оптимальному производству полного цикла, включающему штамповку, сварку, окраску и сборку с максимальной задействованностью персонала. Что касается долгосрочных планов по сокращению рабочих, то, как отметила Зоя Каика, «у холдинга их пока нет». А для смягчения социальной напряженности в начале года на заводе, как сказала госпожа Каика, был создан центр социальной адаптации, где работают психологи, юристы и специалисты кадровых служб.
ИВАН СЕРГЕЕВ
АвтоВАЗ избавляется от американского влияния
Во вторник на собрании акционеров ЗАО «GM-АвтоВАЗ» был переизбран совет директоров и назначен новый его председатель. Совет возглавил новый президент и гендиректор АвтоВАЗа Игорь Есиповский. Кроме него автозавод в совете представляют вице-президенты Максим Нагайцев и Михаил Москалев, General Motors – управляющий директор GM по России и СНГ Уоррен Браун, менеджеры GM Europe Дэвид Мелин и Эрик Стивенс. Также в совет вошел глава офиса ЕБРР в России Виктор Пастор. Уоррен Браун вчера заявил, что на собрании «состоялась конструктивная дискуссия по текущему бизнесу».
Новое руководство АвтоВАЗа, представляющее интересы ФГУП «Рособоронэкспорт», придерживается другого мнения. Замгендиректора ФГУП, председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков вчера заявил „Ъ“: «GM-АвтоВАЗ мы рассматриваем как неэффективный проект, который работает с рентабельностью минус 15%. Мы ждем от акционеров СП предложений по повышению эффективности работы и сокращению издержек. АвтоВАЗ не собирается дотировать чужие производства». Отметим, что крупнейшим акционером СП является именно АвтоВАЗ, ему принадлежит 47,62% акций, еще 31,94% владеет GM, 20,44% – ЕБРР. В прошлом году GM-АвтоВАЗ стал единственным автосборочным предприятием России, снизившим объем продаж, причем сразу на 14%.
САМАРА №18 от 02.02.2006, ЧТ
*