Отпетые мошенники. Пять кинолиц Остапа Бендера
В жизни каждого актера есть место подвигу. Для одних геройство — прыгнуть со скалы без дублера, для других — взяться за роль Остапа Бендера. Это то же самое, что сыграть Гамлета. В обоих случаях может быть либо большой успех, либо позорный провал. Для Олега Меньшикова, примерившего фуражку Остапа в новой экранизации “Золотого теленка”, эта роль — двойная авантюра. Во-первых, он играет всенародного любимца, во-вторых, соревнуется с Мироновым, Юрским и Гомиашвили. «МК-Бульвар» попытался сравнить Остапов разных лет и стран.
САМЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ
Олег Меньшиков
Фильм: “Золотой теленок” (Россия, 2006)
Режиссер: Ульяна Шилкина (сериал “Убойная сила”)
О герое: “Остап — свободный художник и холодный философ, — говорит режиссер. — В нем жестокость соседствует с милосердием, веселье с грустью”. Меньшикова в его герое привлекло другое: “Остап Бендер всегда в дороге, всегда в пути, и этим он мне близок. Ему, как и мне, в жизни главное — движение”. На эту роль также пробовались Константин Хабенский, Сергей Безруков и Владимир Машков.
О фильме: Создатели телесериала “Золотой теленок” решили объединить в фильме первый авторский вариант финала романа с тем, что был опубликован всего несколько лет назад дочерью Ильфа. Поэтому в картине есть и сцена с румынской границей, которую пытался перейти Остап, и эпизод, где Козлевич подбирает на бульваре Остапа и со словами “так надо” везет его вместе с Зосей в ЗАГС. Наследники Ильфа и Петрова в целом остались киноверсией довольны, только немного обиделись, что их — композиторов — не привлекли к работе над музыкальным оформлением картины.
САМЫЙ ПЕРВЫЙ
Сергей Юрский
Фильм: “Золотой теленок” (СССР, 1968)
Режиссер: Михаил Швейцер (“Крейцерова соната”, “Маленькие трагедии”)
О герое: Михаил Швейцер очень волновался перед съемками фильма и разрабатывал сценарий около трех лет. В одном из своих интервью он рассказывал: “Мы не хотим издеваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, энергичным, обаятельным героем — может быть, сочувствуя ему, может быть, желая удачи, — пройдет крестный путь друга Уголовного кодекса и вместе с ним убедится, что в конце-то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую!”
О фильме: Говорят, что Швейцер решил снимать “Золотого теленка” только из-за Юрского и никаких других кандидатур на роль Остапа Бендера рассматривать не хотел. Юрскому было около тридцати лет, когда режиссер увидел его в актерском капустнике в Ленинграде, в котором Сергей играл небольшую миниатюру “Возвращение Остапа Бендера”. Но одного актера Швейцер все-таки пригласил на пробы — это был никому не известный Арчил Гомиашвили. Но Арчил как раз репетировал в Тбилиси “Золотого теленка” и в Москву на “смотрины” не попал.
САМЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
Андрей Миронов
Фильм: “Двенадцать стульев” (СССР, 1977)
Режиссер: Марк Захаров (“Обыкновенное чудо”, “Тот самый Мюнхгаузен”)
О герое: Андрею Миронову исполнилось 35 лет, когда он начал сниматься в “Двенадцати стульях”. У него уже была огромная популярность и два десятка фильмов. Казалось бы, такой актер может вытянуть любой фильм. Однако сам Марк Захаров сетовал, что “картина вышла затянутой, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста — в общем, не бог весть что!”
О фильме: Знаменитая сцена, в которой Андрей Миронов танцевал танго с роковой красоткой Любовью Полищук (дебют актрисы в кино), снималась 14 дублей. За это время Андрей чуть не угробил свою партнершу. Несколько раз он ронял Полищук на пол, куда забывали положить подушки, или которые в порыве страсти сам разбрасывал ногами. А когда он должен был разбить красоткой стекло, у него ничего не получилось. Полищук об этих съемках рассказывала с содроганием: “Миронов меня об это стекло бил, бил — никак не прошибало! Потом, наоборот, у стекла оторвалась нижняя часть, а верхняя чуть не грохнулась на меня! После этого я была в синяках и в разодранном платье”.
САМЫЙ ЗРЕЛЫЙ
Арчил Гомиашвили
Фильм: “Двенадцать стульев” (СССР, 1971)
Режиссер: Леонид Гайдай (“Бриллиантовая рука”, “Иван Васильевич меняет профессию”)
О герое: Гайдай очень долго не мог подобрать актера на роль Остапа Бендера. У него пробовались больше двадцати артистов: Валентин Гафт, Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Михаил Ширвиндт, Евгений Евстигнеев и даже Муслим Магомаев. Но когда режиссер увидел Арчила Гомиашвили, то понял, что нашел своего Бендера. Позднее Гомиашвили рассказывал о своей роли: “Бендер вовсе не легкомысленный и пустой человек. Он способен остановить поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу. Он на три головы выше Кисы Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника, узнав про бриллианты, но не сделал этого… Роль 28-летнего Остапа я сыграл, когда мне уже исполнилось 44 года, но меня эта разница не смущала. Я чувствовал себя молодым!”
О фильме: Кандидатуру Гомиашвили не одобрило “Госкино”. Наверху стали возмущаться: “Почему Бендер станет грузином?” На что Гайдай тут же парировал: “Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой?”
САМЫЙ ЗАГРАНИЧНЫЙ
Фрэнк Ланжелла
Фильм: “12 стульев” (США, 1970)
Режиссер: Мел Брукс (“Космические яйца”, “Дракула мертвый и довольный”)
О герое: “Мой герой — лучший лжец в мире, мошенник-профессионал. Но при этом он чертовски привлекателен и сексуален” — так описывал своего персонажа Фрэнк Ланжелла. За эту роль актер получил Премию американских кинокритиков. Бендер стал одной из первых киноролей Фрэнка Ланжеллы, который позже снялся в таких фильмах, как “И Бог создал женщину” (1988), “Джуниор” (1994), “Девятые врата” (1999) и др.
О фильме: Мел Брукс, прочитав книгу (в переводе, разумеется), решил, что ее обязательно нужно экранизировать. Он сам написал сценарий и песню для фильма, сам же ее спел, а также сыграл роль дворника Тихона. Но какой американский фильм без хеппи-энда? Как в традиционных авантюрных комедиях, в конце фильма Воробьянинов и Бендер сдружились, и Киса, конечно, не перерезает Остапу горло. Они вместе узнают, что сокровища пошли на строительство клуба, но переживают недолго и начинают разрабатывать новый план обогащения.
МК-Бульвар
от 06.02.2006
***