Фильм «Матадор» (Matador) правильнее было бы назвать «Киллер на пороге нервного срыва». Да-да, по ассоциации с названием фильма испанского режиссера Альмодовара «Женщины на пороге нервного срыва». Но по теме, по содержанию «Матадор» ближе всего к давней французской комедии «Зануда» с Жаком Брелем и Лино Вентурой.

Только в сценарии «Матадора», написанном режиссером этой картины Ричардом Шепардом, роли переменились. Во французской картине бывалый киллер Вентуры (наемный убийца, если говорить на правильном русском языке) не может выполнить свой заказ, поскольку к нему привязался неврастенический и суицидальный персонаж Бреля, над которым Вентура поневоле берет шефство.

В «Матадоре» же неврастенический киллер Джулиан Нобл (Пирс Броснан) привязался в Мексике к неудачливому, но нормальному бизнесмену из Денвера Дэнни Райту (Грег Киннир), который не только не мешает Джулиану устранить заказанное лицо, но и отчасти и сам приобщается к редкой профессии киллера. Герой Броснана Нобл – действительно человек благородный (noble), по крайней мере по отношению к своему новому другу поневоле. Почему поневоле? Да потому, что киллер Нобл – очень одинокий и по-своему несчастливый человек. Избрав объектом своего внимания Дэнни Райта, он уже от него не отцепляется, как Брель от Вентуры в «Зануде».

Мы привыкли к тому, что Пирс Броснан – последний по счету Джеймс Бонд – образец лощености и пример настоящего британского джентльмена (с правом на убийство, лицензия 007). В «Матадоре» талантливый, недооцененный из-за ходульности образа Бонда как актер Броснан делает все, чтобы, как говорят, «смеясь, расстаться со своим прошлым». Джулиан Нобл-Броснан предстает перед нами с небрежной прической ежиком, неухоженным и потолстевшим. Чего стоит одна сцена прохода Броснана под шофе по вестибюлю гостиницы в одних европейских миниплавках, носках и туфлях, с солидным животиком…

Что касается Броснана, то я не раз говорил и писал, что из-за стереотипа Бонда его актерский потенциал, столь ярко проявленный, скажем, в малобюджетной ирландской картине «Эвелин», не использовался в полную силу. Здесь, в «Матадоре», Броснан просто купается в роли, которую, как мне кажется, он вылепил даже интереснее, чем она была выписана в сценарии. Броснан легко переходит от одного настроения к другому, от слезливой рефлексии к жестокости и обратно. Грег Киннир точно подыгрывает Броснану, но даже этот одаренный актер бледнеет на фоне броснановского фейерверка.

К сожалению, должен констатировать, что фильм в целом не вполне достоин исполнителя главной роли, номинированного за нее на «Золотой Глобус». Броснану приходится все время солировать, ибо ни сценарий, ни режиссура Ричарда Шепарда не делают фильм искрометным, как того заслуживают забавный сюжет и блестящий исполнитель главной роли. Картина развивается довольно вяло и не захватывает.

Спасает от скуки только яркий бенефис Пирса Броснана. Его киллер-зануда по-своему делается нам симпатичен (хотя, конечно, это морально неправильно, знаю). Но как не посочувствовать человеку, которого больше не греет его профессия, которого женщины не любят (кроме продажных), хотя он и много раз за полгода был в бане…

Этакий британский Паниковский с винтовкой с оптическим прицелом!

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

27.01.2006

«Голоc Амepики» ▪ Russian

***