Вчера самарская губдума приняла во втором чтении поправки в областной устав, позволяющие губернатору снимать с должности глав городов и районов, а также распускать муниципальные представительные органы власти в случае нарушения ими закона. Поправки приняты в рамках приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. Эксперты полагают, что новые нормы устава станут для господина Титова дополнительным рычагом воздействия на депутатов думы Самары, полтора года конфликтующих с мэром Георгием Лиманским, являющимся в настоящее время политическим союзником губернатора.

Губернатор Титов (слева) успокоил мэра Лиманского: снимать с поста главы Самары он его не собирается

Фото: ИГОРЬ КАЗАНОВСКИЙ

Вчера самарская губдума быстро и без всякого обсуждения единогласно приняла во втором чтении поправки в устав области. Докладчиком по этому вопросу значился руководитель управления законодательных инициатив и правового сотрудничества правового управления облправительства Владимир Моргунов. Однако, ему даже не дали доложить сути законопроекта: кто-то из депутатов в зале предложил сразу же поставить вопрос на голосование что и было сделано. Между тем речь идет о наделении губернатора области новыми полномочиями, в частности, по отрешению от должности глав муниципалитетов и по роспуску местных представительных органов власти. Любопытно, что эти поправки не вызвали никаких вопросов у депутатов, являющихся также главами городов (таких в думе четверо— „Ъ“). Как следует из текста закона, «в случаях и в порядке, установленных федеральным законом, губернатор отрешает от должности главу муниципального образования или главу местной администрации, а также вносит на рассмотрение Самарской губернской думы проект закона Самарской области о роспуске представительного органа муниципального образования». Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» конкретизируется перечень причин, по которым глава области может снять с должности главу города или района. Это, в частности, издание последним нормативного правового акта, противоречащего федеральному или областному законодательству, а также уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены судом и решение суда об их устранении не исполнено в течение двух месяцев. Другая причина— совершение руководителем муниципального образования «действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ», а также нецелевое расходование бюджетных средств, в случае если эти нарушения установлены судом. Примерно по этим же причинам могут быть распущены и местные думы. При этом решение губернатора может быть оспорено в суде.

Как отмечают эксперты, фактически принятие поправок в устав дало главе области Константину Титову дополнительные рычаги влияния на органы местного самоуправления. Это особенно актуально сейчас, когда в Самаре назрел кризис власти, выражающийся в том, что более полутора лет мэр Георгий Лиманский и дума игнорируют друг друга, вследствие чего в 2005 году в городе, в частности, не исполнялся бюджет. По оценкам аналитиков, поддерживающий в настоящее время господина Лиманского губернатор вполне может использовать новые положения устава в качестве одного из аргументов в процессе переговоров с оппонентами мэра— депутатами гордумы, представляющими интересы нескольких крупных финансово-промышленных групп. При этом сам он вчера заявил, что намерен уладить конфликт миром: «Нужно ли применять силу? Я лично до настоящего момента глубоко убежден, что силу применять не нужно. Мы должны как грамотные и цивилизованные люди сесть за стол переговоров и договориться».

«Я считаю, что сегодня мы выбрали оптимальный режим, и мне как губернатору будет легко работать на интересы области, соблюдая это законодательство»,— так Константин Титов прокомментировал изменение устава. «Наша страна еще не со 100-процентной рыночной экономикой, и проблема вступления России в ВТО это показывает. Когда мы решим эти задачи, то некоторыми полномочиями можно будет поделиться с обществом или передать их в отдельные структуры»,— отметил глава региона.

Председатель областной организации избирателей «За социальную справедливость» Виктор Тимофеев сомневается в том, что изменение устава законно: «В Конституции четко говорится, что муниципальная власть от государственной власти отделена. Это самостоятельная ветвь. Поэтому губернатор не может назначать или снимать руководство города». «Эти поправки— приведение областного законодательства в соответствие с федеральным,— отмечает депутат губдумы Наталья Боброва.— Для отрешения глав городов должны быть очень серьезные основания, в том числе подтвержденные решениями суда».

«Это все законно. Это на уровне вертикали власти. Поправки и решение, которое может принять губернатор, ни в чем не противоречит законодательству»,— уверен мэр Тольятти, депутат губдумы Николай Уткин. Его коллега мэр Сызрани Виктор Хлыстов не так категоричен: «Я не знаю, как к этому относиться. Если федеральный закон предусматривает такую норму, значит, региональное законодательство тоже должно иметь такую норму. Хорошо это или плохо, я затрудняюсь ответить».

ЛИЛИЯ АБДУЛЛИНА

САМАРА    №17 от 01.02.2006, СР

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

***