Вчера на ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение» (КАПО) приступила к работе внутренняя комиссия, которая будет изучать обоснованность цен комплектующих, предлагаемых заводами-поставщиками для среднемагистрального самолета Ту-214. По мнению источника в руководстве КАПО, «казанский самолет рискует потерять основное конкурентное преимущество: по ценовым параметрам мы вскоре приблизимся к стоимости новых самолетов Boeing 767-200».

Премьер-министр РТ Рустам Минниханов хочет понять обоснованность роста цен на авиакомплектующие

Фото: ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВА

Как уже сообщал „Ъ“, 19 января премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов провел выездное рабочее совещание на ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение» по финансированию строительства 10 среднемагистральных самолетов Ту-214 по заказу авиакомпании «Трансаэро». Предполагалось, что первый самолет по этому контракту будет передан «Трансаэро» в декабре прошлого года, однако, по сведениям „Ъ“, из-за задержек с финансированием со стороны ОАО «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК) авиакомпания получит первый Ту-214 не ранее апреля 2006 года. Как сообщил „Ъ“ гендиректор ФЛК Евгений Зарицкий, в ходе совещания лизинговая компания предложила увеличить расходы на закупку комплектующих в связи с повышением отпускных цен российскими заводами-изготовителями. В ответ на это Рустам Минниханов потребовал создать на КАПО внутреннюю комиссию, которая будет изучать обоснованность цен, предлагаемых заводами-поставщиками комплектующих для Ту-214. Вчера комиссия приступила к работе. Также ожидается, что до 15 февраля менеджмент ФЛК разработает финансовую схему кредитования КАПО для исполнения контракта.


Ъ До начала 2008 года ФЛК намерено передать ОАО «Авиакомпания „Трансаэро“» 10 самолетов Ту-214 производства КАПО. Договор о передаче в лизинг стоимостью $300 млн был подписан в феврале прошлого года гендиректором «Трансаэро» Ольгой Плешаковой и гендиректором ФЛК Евгением Зарицким. Одновременно с этим руководство ФЛК заключило контракт на строительство и приобретение самолетов с гендиректором КАПО Наилем Хайруллиным. Общая стоимость сделки составила $600 млн. Всего в 2006 году ФЛК планирует передать перевозчику 4 самолета.


Как пояснил „Ъ“ источник на КАПО, за прошедший год цены на авиакомпоненты поднялись от 8% до 250%, что привело к резкому удорожанию себестоимости сборки казанского лайнера. Отметим, что, согласно финансовому отчету авиазавода, приобретение материалов и комплектующих изделий является основной статьей расходов — на нее приходится 60% себестоимости производства Ту-214. «Фактически, казанский самолет рискует потерять основное преимущество: по ценовым параметрам мы вскоре приблизимся к стоимости новых самолетов Boeing 767-200» — высказал мнение собеседник „Ъ“.

В свою очередь источник в ФЛК сообщил „Ъ“, что ранее ежегодный рост цен на комплектующие не превышал в среднем 4-6% и соотносился с уровнем инфляции в стране. «В этом году они мгновенно подскочили почти на 30%, что вызвало тревогу не только у ФЛК и КАПО, но и других финишных авиазаводов», — сказал он. По сведениям „Ъ“, особенно сильно — почти в два раза — подорожали авиадвигатели.

Как сообщил „Ъ“ представитель ОАО «Пермский моторный завод», поставляющего двигатели ПС-90А для оснащения Ту-214, «новые цены отражают начавшуюся цепную реакцию на общий рост в стране». «В этом году мы получили реверс тяги с Ульяновского завода „Авиастар“ по цене более чем 13 млн руб., тогда как в 2004 году мы покупали его по 7,8 млн рублей» — рассказал собеседник „Ъ“, отказавшись, впрочем, раскрывать базовую стоимость ПС-90А.

Обеспокоенность высокими темпами роста цен вчера выразил „Ъ“ заместитель директора департамента ОПК Минпромэнерго России Валерий Воскобойников. По его мнению, из-за высоких цен на комплектующие итоговая стоимость самолета получается слишком высокой. «Причем это касается не только Ту-214», — подчеркнул он. По его словам, сейчас в Федеральном агентстве по промышленности активно вырабатываются меры, которые позволят значительно снизить стоимость комплектующих. Прежде всего это касается организации крупных заказов (на 20-30 самолетов), что позволит снизить конечную себестоимость российской авиатехники.

Однако перспективные планы правительства РФ вряд ли способны повлиять на договорную компанию по поставке комплектующих для сборки самолетов на КАПО. По мнению экспертов, чтобы ускорить работы по достройке самолетов, лизинговая компания вынуждена будет сделать большие авансовые платежи и не сможет диктовать условия поставщикам.

ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА

КАЗАНЬ    №17 от 01.02.2006, СР

КОММЕРСАНТЪ — ВОЛГА-УРАЛ

***