В Майами в возрасте 74 лет умер художник и перформансист Нам Джун Пайк (Nam June Paik), изобретатель видеоарта, сообщило агентство Associated Press. Именно Пайк придумал использовать видеозаписи и телевизионные приемники как объекты искусства.

Нам Джун Пайк родился в 1932 году в Сеуле, изучал музыку сначала у себя на родине, а потом в Токийском университете, где занимался творчеством Арнольда Шенберга. В 1956 году он отправился в Европу, чтобы продолжить занятия музыкой. В 1958 году он познакомился с Джоном Кейджем и основателем «пост-сюрреалистического» движения Fluxus Джорджем Мачюнасом. Все трое интересовались возможностями художественных перформансов и приложением математики и современной философии к современному искусству. Нам Джун Пайк решил, что все эти вещи объединяются телевидением.

В 1963 году Пайк организовал первую выставку в Вуппертале. В павильоне были расставлены десятки телевизоров, часть из них была перевернута, и все они показывали картинку с искажением. Подразумевалось, что зритель будет не просто смотреть на изображение, а предпримет усилия, чтобы осмыслить изображение.

В 1964 году Пайк переехал в Нью-Йорк, где начал работать с портативной телевизионной камерой. В его проектах принимали участие музыканты Джон Кейдж и Лори Андерсон, хореограф Мерс Каннингем.

В 1970-е-1980-е Пайк продолжил работать с видеоинсталляциями и создал несколько своих самых известных проектов: «Виолончелистка» (1971), «TV-Garden» (1982), «TV-Clock» (1989). В 2000 году в Музее Гуггенхайма прошла самая большая выставка художника — «Миры Нам Джун Пайка». Принято считать, что работы Пайка изменили отношение к телевидению, превратив его из СМИ в предмет искусства. Эксперименты Пайка определили важность для современной массовой культуры видеоклипов, в том числе музыкальных.

www.lenta.ru

*