В самарском академи­ческом театре драмы петербургский режиссер Вениамин Фильштинский усадил публику на сцену и показал творческий про­цесс изнутри.

На постановку этого эксперимен­та театр получил губернский грант. В день премьеры в фойе те­атра было непривычно малолюд­но. Но не из-за лютого мороза, а по причине спланированного ре­жиссером дефицита посадочных мест. Зрителей, пришедших на спектакль под названием «Этюды к Шекспиру», капельдинеры со скромной торжественностью по­тайными ходами препровождали в неизвестность, оказавшейся очень близкой и уютной. Очутив­шись с изнанки на сцене с черны­ми конструкциями, выстроенны­ми полукругом напротив черного опущенного жесткого занавеса, так и хотелось сказать: «Так вот ты какое, закулисье…».

Профессор бывшего ЛГИТ- МиКа, а ныне Санкт-Петербургс­кой государственной академии те­атрального искусства, заслужен­ный деятель искусств России Ве­ниамин Фильштинский вышел к заинтригованной публике и объяснил, что спектакля как тако­вого не будет. А взамен ей будут предложены некие зарисовки к шекспировским пьесам «Гамлет» и «Ромео и Джульетта». А назы­вается все это «лаборатория ак­терского мастерства». Перед зри­телем приоткроется тайна рождения спектакля, будут продемонст­рированы педагогические методы — от пластической разминки и ре­чевых тренингов актеров до пол­новесных этюдов. Сформулиро­вал постановщик и цель действа: дать толчок к размышлениям о будущем русской театральной школы.

Так все и произошло. Актеры театра, в основном молодежная часть труппы, фантазировали на великие шекспировские сюжеты о любви и мести, долге и вражде. В соответствии с гениальным тек­стом и вольно его трактуя. С тази­ками воды и без тазиков. С бара­банами и свечами. На вращаю­щемся круге сцены и на столе-ка­талке. Убедительно и не очень. По-молодому нахально и с восхи­тительной зрелостью. Разные Гамлеты, Призраки, Джульетты и иже с ними постепенно завоевы­вали все сценическое простран­ство и сознание зрителей.

Но из всего этого буйства и многозначия вдруг незаметно стал прорастать Театр. С высоко­классным светом (Г. Фильштинский), сценографией (А. Орлов), музыкальным сопровождением (Г. Гоберник). В финале зрители в полном соответствии с закона­ми демократии получили право проголосовать, какой из «набро­санных» вариантов спектаклей достоин будущей постановки. Но перед тем публику ждал после­дний и самый трогательный сюр­приз. Актеры дружным усилием «толкнули» вверх занавес, и он медленно открыл уходящие в по­лумрак торжественные ряды пу­стых бархатных кресел партера, лож, балкона… И невозможно было не поверить: Шекспиру — быть. Театру — быть.

«Российская газета» № 18 (3984) от 31.01.2006

*