Командировка Гамлета в Верону
В самарском академическом театре драмы петербургский режиссер Вениамин Фильштинский усадил публику на сцену и показал творческий процесс изнутри.
На постановку этого эксперимента театр получил губернский грант. В день премьеры в фойе театра было непривычно малолюдно. Но не из-за лютого мороза, а по причине спланированного режиссером дефицита посадочных мест. Зрителей, пришедших на спектакль под названием «Этюды к Шекспиру», капельдинеры со скромной торжественностью потайными ходами препровождали в неизвестность, оказавшейся очень близкой и уютной. Очутившись с изнанки на сцене с черными конструкциями, выстроенными полукругом напротив черного опущенного жесткого занавеса, так и хотелось сказать: «Так вот ты какое, закулисье…».
Профессор бывшего ЛГИТ- МиКа, а ныне Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, заслуженный деятель искусств России Вениамин Фильштинский вышел к заинтригованной публике и объяснил, что спектакля как такового не будет. А взамен ей будут предложены некие зарисовки к шекспировским пьесам «Гамлет» и «Ромео и Джульетта». А называется все это «лаборатория актерского мастерства». Перед зрителем приоткроется тайна рождения спектакля, будут продемонстрированы педагогические методы — от пластической разминки и речевых тренингов актеров до полновесных этюдов. Сформулировал постановщик и цель действа: дать толчок к размышлениям о будущем русской театральной школы.
Так все и произошло. Актеры театра, в основном молодежная часть труппы, фантазировали на великие шекспировские сюжеты о любви и мести, долге и вражде. В соответствии с гениальным текстом и вольно его трактуя. С тазиками воды и без тазиков. С барабанами и свечами. На вращающемся круге сцены и на столе-каталке. Убедительно и не очень. По-молодому нахально и с восхитительной зрелостью. Разные Гамлеты, Призраки, Джульетты и иже с ними постепенно завоевывали все сценическое пространство и сознание зрителей.
Но из всего этого буйства и многозначия вдруг незаметно стал прорастать Театр. С высококлассным светом (Г. Фильштинский), сценографией (А. Орлов), музыкальным сопровождением (Г. Гоберник). В финале зрители в полном соответствии с законами демократии получили право проголосовать, какой из «набросанных» вариантов спектаклей достоин будущей постановки. Но перед тем публику ждал последний и самый трогательный сюрприз. Актеры дружным усилием «толкнули» вверх занавес, и он медленно открыл уходящие в полумрак торжественные ряды пустых бархатных кресел партера, лож, балкона… И невозможно было не поверить: Шекспиру — быть. Театру — быть.
«Российская газета» № 18 (3984) от 31.01.2006
*