Второе «я». Француженка, которой несколько месяцев назад врачи пересадили рот и нос другой женщины, на днях показала публике свое новое лицо
Никакого внутреннего конфликта у лица и личности не случилось. Врачи, которые беспокоились о душевном состоянии человека, вынужденного изменить то, что, казалось бы, дается ему один раз и навсегда, уверяют, что «в психологическом отношении женщина полностью приняла свое новое лицо».
Сама история, обнародованная европейскими газетами, являет собой сюжет, который, будучи сочиненным специально, вызвал бы недоверие у публики. 38-летняя Изабель Динуар, незамужняя мать двух дочерей-подростков, в мае прошлого года приняла большую дозу снотворного. Правда впоследствии ее хирург Жан-Мишель Дюбернар, щадя ее чувства и ее репутацию, объяснил, что она лишь хотела «поспать после ссоры с одной из дочерей». Однако сама Изабель откровенно призналась, что хотела покончить с собой в приступе внезапной депрессии. Но ее пес-лабрадор, почуяв неладное, не дал ей сделать это. Он будил ее единственным доступным ему способом и спас-таки хозяйку. Однако, чтобы она почувствовала боль, ему пришлось нанести ей чудовищные раны. Женщина выжила, но осталась практически без лица, а пса умертвили.
В конце ноября бригада французских хирургов под руководством Жан-Мишеля Дюбернара провела уникальную операцию. Изабель Динуар были пересажены нос, губы и подбородок, взятые у другого человека. В пластической хирургии широко известны случаи пересадки кожи лица и ушей. Французские же медики стали первыми, кто официально провел трансплантацию носа и губ. По мнению специалистов, именно эти части лица вызывают наибольшие трудности при пересадке. Подготовка и сама операция широко освещались в прессе. Экраны всего мира обошли кадры человека с чемоданчиком, который неторопливым шагом принес в операционную лицо другого человека. Сразу же было объявлено, что имя донора останется тайной.
Однако несмотря на то, что имя широкой публике действительно не объявили, история донора стала известна и вызвала не меньшее изумление. Дело в том, что несостоявшейся самоубийце Изабель пересадили лицо состоявшегося самоубийцы. Сверстница Изабель, такая же 38-летняя женщина, точно так же не вынесла жизни, однако в попытке свести с нею счеты не пила таблеток, а повесилась. «Я очень благодарна этой женщине, — впоследствии признавалась Изабель. — Спасибо ее семье за то, что они дали согласие на эту операцию. Я благодарю их от всего сердца».
Подготовку к трансплантации контролировал Оливер Джарде, профессор этики медицинского центра университета Amiens University. Он дал согласие на операцию, констатировав, что мозг женщины-донора был уже мертв, когда ее доставили в больницу. Однако несмотря на то, что все этические условия были соблюдены, доктора опасались, что у человека, который вторую часть жизни будет вынужден ходить с чужим лицом, наступит уже не физиологическое, а психологическое отторжение. В случае с Изабель этого не произошло. Она начала курить чужими губами (хотя ее доктора и запрещают ей делать это, потому что табак уменьшает кровоток внутри тканей и может отрицательно сказаться на процессе выздоровления), а теперь даже позирует перед камерами, несмотря на еще заметные хирургические шрамы. Один из хирургов, Бернард Девочель, рассказал, что его пациентка уже может вполне ясно говорить, однако у нее есть «некоторые проблемы с произношением букв «п» и «б», которое требует участия губ».
Ирина БЕЛАШЕВА
Время новостей
N°15
31 января 2006
***