Как стало известно Ъ, АвтоВАЗ уведомил своих дилеров об отзыве с рынка 6,2 тыс. автомобилей новой модели Lada Kalina, содержащих критический дефект рулевого управления. Ущерб предприятия от отзыва автомобилей оценивается в $650 тыс. Это уже не первый случай отзыва модели Kalina с рынка. Судя по всему, более 80% автомобилей этой марки, проданных с момента запуска модели в производство, содержат или содержали дефекты.

Рисунок: СЕРГЕЙ ТЮНИН / Коммерсантъ

Как сообщил Ъ один из менеджеров АвтоВАЗа, на днях завод разослал дилерам официальное предписание об отзыве с рынка 6,2 тыс. автомобилей Lada Kalina с трещиной втулки рулевого колеса. Это почти все автомобили Kalina, произведенные в сентябре–октябре 2005 года. По словам источника Ъ, АвтоВАЗ разослал предписание после того, как сам обнаружил дефект в рулевом управлении Kalina, однако руководство завода «по каким-то причинам решило не афишировать этот факт». Между тем трещина во втулке рулевого колеса является критическим дефектом, представляющим потенциальную опасность: во время движения у автомобиля может отказать управление. Собеседник Ъ, пояснив, что сам является владельцем Lada Kalina, сообщил, что «узнал о дефекте совершенно случайно и потрясен, что информация о неисправности рулевого управления является закрытой». «Такого нет нигде в мире. И ни один крупный автоконцерн не считает зазорным отзывать автомобили с рынка»,– возмущается он.

Александр Иванов, инженер по гарантии фирмы «Аура» (один из дилеров АвтоВАЗа), подтвердил Ъ наличие предписания автозавода, а в пресс-центре «Ростокино-Лады» заявили, что компания пока не получила предписания, однако «представители АвтоВАЗа известили инженерно-технический центр «Ростокино-Лады» о неисправностях втулки рулевого колеса по телефону». В ряде фирм-дилеров и сервисных центров информацию о дефектах Kalina либо отрицали, либо под различными предлогами уклонялись от комментариев. Однако когда корреспондент Ъ повторно звонил в эти же компании, представляясь владельцем Kalina, решившим произвести гарантийный ремонт, ему предлагали срочно провести замену бракованной втулки. Таким образом, информацию о наличии предписания подтвердили в «Алдис-ладе», «Лада-дизайне», «Арлан-Ладе» и в СТО «Автозаводская».

Lada Kalina – автомобиль класса В. В базовую комплектацию входят электроусилитель руля, подушка безопасности водителя, регулируемая по высоте рулевая колонка. Стоимость в базовой комплектации – $7,5 тыс. Первая партия Kalina поступила дилерам АвтоВАЗа в мае 2005 года. С начала продаж Kalina АвтоВАЗ реализовал около 18 тыс. этих автомобилей.

Назначенный на прошлой неделе директор по качеству АвтоВАЗа Владислав Матус оказался недоступен для прессы, а главный конструктор предприятия Владимир Губа заявил Ъ, что ему «ничего не известно об отзыве 6,2 тыс. автомобилей Kalina, однако если отзыв состоится, то исключительно в целях профилактики».

В «Ростокино-Ладе» Ъ заявили, что компанией продано порядка 40 автомобилей Kalina с дефектом втулки рулевого колеса. «В ситуациях, когда АвтоВАЗ отзывает автомобили, наши действия стандартны: мы обзваниваем клиентов, купивших неисправные автомобили, и настоятельно просим их приехать в один из сервисных центров для бесплатной и оперативной замены некачественных деталей»,– пояснили в пресс-центре «Ростокино-Лады». Александр Иванов заявил Ъ, что «Аура» уже обзванивает своих клиентов.

Источник в одной из компаний–дилеров АвтоВАЗа поясняет, что в случае отзыва автомобилей стоимость ремонта берет на себя АвтоВАЗ. «Мы проводим с заводом взаиморасчеты после того, как поменяем все неисправные детали. Это может быть расчет как деньгами, так и автомобилями»,– говорит он. Стоимость втулки рулевого колеса Lada Kalina в рознице достигает 3 тыс. руб. Таким образом, исходя из рыночных цен, потери АвтоВАЗа от замены втулок на 6,2 тыс. автомобилей Kalina могут составить $650 тыс.

Отметим, что это уже не первый случай отзыва автомобилей Kalina с рынка. В ноябре АвтоВАЗ отозвал 8,4 тыс. машин этой модели из-за дефектов крепления опор двигателя (партия была произведена в феврале–мае 2005 года). Учитывая общий объем проданных автозаводом машин этой марки, получается, что более 80% автомобилей Lada Kalina содержат или содержали дефекты.

НИКОЛАЙ Ъ-СЕМЕНОВ, Тольятти; ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ


АвтоВАЗ дождался Счетной палаты

Как стало известно Ъ, в пятницу представители Счетной палаты прибыли на ОАО «АвтоВАЗ» и встретились с гендиректором предприятия Игорем Есиповским. Подробности встречи не разглашаются. Ранее глава Счетной палаты Сергей Степашин заявлял журналистам, что его ведомство начнет проверку деятельности АвтоВАЗа «по просьбе нового руководства завода». По словам господина Степашина, сейчас на АвтоВАЗе проводят проверку сотрудники МВД, налоговых органов и ряда других ведомств. «Главное, чтобы после всех проверок они (АвтоВАЗ.– Ъ) что-нибудь производили»,– отметил он.

№ 15/П (№ 3346) от 30.01.2006, ПН

"Коммерсантъ"

***