Незваный ГОСТ. Вслед за американскими машинами под удар попали десятки миллионов «Жигулей»
Премьер-министр России Михаил Фрадков в минувшую пятницу пообещал ввести годичный мораторий на скандальные изменения в Правила дорожного движения. За отмену этих поправок, поставивших вне закона автомобили с «американскими» световыми приборами (а их в стране около 3 млн.), активно выступали и «Новые Известия», начавшие акцию «Стоп-сигнал». Казалось бы, глава правительства наконец-то прислушался к голосу общественности и признал ошибку.
Похожие плакаты (на фото – «Руки прочь от моих красных фонарей») скоро могут появиться на миллионах российских автомобилей.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ |
Однако тысячи автовладельцев, принявшие участие в субботней общероссийской акции протеста, г-ну Фрадкову не поверили. И правильно сделали. Как удалось выяснить «НИ», с 1 марта в России вступает в силу новый автомобильный ГОСТ, согласно которому ежегодный техосмотр в ГАИ не смогут легально пройти не только «американцы», но еще и десятки миллионов отечественных машин.
Премьер-министр Фрадков впервые прокомментировал новые Правила дорожного движения в пятницу, 27 января, почти через месяц после того, как они начали действовать. Скорее всего, дата была выбрана не случайно, ведь уже на следующий день должна была состояться общероссийская акция протеста автолюбителей, недовольных нововведениями. Наиболее ожесточенные споры вызвали два пункта: первый обязал перевозить детей до 12 лет только в специальных креслах, второй разрешал забирать права у водителей, передвигающихся на машинах с желтыми габаритными огнями, и штрафовать обладателей авто с красными поворотниками. И если первый пункт возмутил общественность только издевательски короткими сроками, отведенными на приобретение кресел, то вокруг второго поднялась целая буря. Фактически запрещалась эксплуатация около 3 млн. законно ввезенных в Россию автомобилей.
Однако если г-н Фрадков даже и рассчитывал своим заявлением снизить градус негодования автовладельцев, то получилось, по меткому выражению одного из его предшественников в премьерском кресле, «как всегда» – то есть наоборот. Во-первых, никто ничего толком не понял. Дословно Фрадков сказал следующее: «Для этих приспособлений для детей мы, скорее всего, примем решение весь 2006 год посвятить тому, чтобы можно было их приобретать, заказывать. Что касается этих цветовых сигналов, скорее всего, мы предложим распространить это правило на те автомобили, которые будут приобретены после 1 января 2007 года». Идет ли речь о том, что с 2007 года нельзя будет ввозить американские машины с «неправильной» оптикой в Россию, или премьер действительно имел в виду, что их запретят перепродавать, – неясно. Во-вторых, наиболее дотошные автомобилисты раскопали новый ГОСТ на требования безопасности автотехнических средств, вступающий в силу уже с 1 марта 2006 года.
Этот замечательный документ, попавший и в распоряжение «Новых Известий», принимался втайне от широкой общественности, так же, как и поправки к ПДД. Видимо, чтобы шок был сильнее. Мало того, что в ГОСТе четко прописан запрет на «разрешенные» Фрадковым «американские» световые приборы (то есть уже с 1 марта этого года «кадиллаки», «линкольны» и «доджи» не смогут законно пройти техосмотр), так еще некоторые пункты фактически ставят вне закона десятки миллионов отечественных машин.
Например, новый ГОСТ предусматривает обязательную установку только одного фонаря подсветки заднего номера, тогда как на большинстве моделей «Жигулей» – «классике», «восьмерках» или «десятках» штатно предусмотрены две таких лампочки. Также обязательны теперь красный задний дополнительный сигнал торможения (его нет на многих отечественных авто), задний противотуманный фонарь и т.п. При этом тот же самый ГОСТ запрещает установку световых сигналов, не предусмотренных заводом-изготовителем. То есть легально поставить желтые поворотники на американский «Форд» все равно не удастся. Видимо, загнанным в угол автовладельцам остается только одно: обращаться к услугам недобросовестных чиновников, «торгующих» талонами техосмотра. Неясно, простое это совпадение или нет, но с 1 января большинство из них также подняли цены: если раньше «купить» талон можно было в среднем за 100 долларов, то теперь просят уже 150.
Может быть, именно поэтому на субботнюю акцию протеста в Москве прибыли не только владельцы американских машин (их, конечно, было большинство), но и немало «счастливых» обладателей автомобилей отечественного производства. Идея организаторов проста: участники акции должны были два часа на небольшой скорости кружить по внешней стороне Садового кольца с включенными аварийными сигналами.
Московская милиция об акции знала заранее, и, как утверждают источники в ГИБДД, накануне проводилось даже специальное совещание, посвященное этому мероприятию. Какое именно решение было принято, неизвестно, но подготовились гаишники серьезно. В качестве «группы поддержки» прибыло даже несколько автобусов с омоновцами. Практически на всех съездах на Садовое дежурили экипажи ДПС, а рядом с ними, видимо, для устрашения, были припаркованы несколько десятков эвакуаторов. Что любопытно, на улицах в субботу вообще не было видно гаишных «Фордов» и «Шевроле» с «американской» оптикой. Видимо, их оставили в гаражах, чтобы не давать автолюбителям новых поводов для шуток.
Точное количество машин, принявших участие в акции, назвать невозможно. Скорее всего, об этой цифре говорят и организаторы – на Садовое кольцо выехало около тысячи автомобилей с «антиправительственной» символикой. Одни скромно повязывали на антенну красную ленточку (знак протеста), другие обклеивали всю машину плакатами и выставляли в окна и люки государственные флаги России или знамена своих автоклубов. Кружа по Садовому, они старались все же сбиться в единые колонны, самые большие из которых достигали в длину 2–3 км. Помигивая «аварийками», эти колонны неспешно двигались в правом ряду, вызывая живейший интерес у остальных участников движения. Иногда они даже замедляли ход, чтобы прочесть вывешенные протестующими лозунги. Некоторые и впрямь заслуживали внимания: «Нас все больше, мы все злее», «Сделано на заводе – законно на дороге», «Владимирыч, забудь про свою «Волгу» (дело в том, что знаменитая «ГАЗ-21» Владимира Путина тоже попала под запрет), «Законно купил – законно езжу», «Запретите хоть что-нибудь себе».
«Нормальные взрослые люди, обычные граждане, сегодня выехали на дороги, чтобы показать властям, что они не быдло, которым можно вертеть как угодно, – объяснил «НИ» лидер автомобильного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, один из организаторов акции. – Чиновники, которые ездят исключительно на «Мерседесах» с мигалками по перекрытым дорогам, вдруг берутся решать, на каких машинах должны передвигаться все остальные. «Добрый» Фрадков накануне отменил поправки в ПДД, но почему-то власти молчат о драконовском ГОСТе, с помощью которого теоретически можно запретить вообще все существующие машины».
Сотрудники ДПС в целом вели себя адекватно и серьезных проблем протестующим не создавали. Но хотя многие из них в частных беседах признавались, что душой на стороне участников акции, все равно гаишники не упускали случая мелко подгадить. Хозяев машин с красными ленточками останавливали и штрафовали за непристегнутые ремни, в собравшиеся колонны вклинивались автомобили ДПС или их разбивали неожиданным включением красного сигнала светофоров.
Порулив пару часов по Садовому, многие рванули на привычное место сбора разных автоклубов – на Воробьевы горы. Там собралось около 200 машин, вскоре компанию им составили около десяти экипажей ДПС и даже наряд милиции из ближайшего отделения, уговаривавшие всех разъехаться подобру-поздорову. На конфронтацию с людьми в погонах никто идти не хотел, поэтому в течение часа большинство «американцев», бибикнув на прощание, отправились по своим делам.
В тот же день похожие акции, только с меньшим размахом, провели автолюбители в Санкт-Петербурге, Челябинске, Магадане, Нерюнгри, Екатеринбурге. О дальнейших действиях они пока не договаривались, скорее всего, автосообщество будет ждать реакции властей. Впрочем, большинство протестующих уверенно говорили, что готовы бороться за свои права до конца и не остановятся, пока власти к ним не прислушаются.
НОВЫЙ «РАЗВОД» ОТ ГАИШНИКОВ
В прошлом номере «НИ» мы рассказывали о самых популярных методах «развода» автолюбителей на деньги и штрафы, применяемых сотрудниками ГИБДД. Во время акции протеста автолюбителей наш список обогатился еще одним крайне любопытным способом. Сразу два владельца американских машин, Виталий Сидоров и Владимир Семенов, лишились прав после встречи на дороге с патрульными автомобилями. Оба раза инспектора ДПС действовали по единой схеме. Вслед за машинами протестующих пристраивались гаишники, включали мигалки, затем обгоняли впереди идущие авто и заставляли их остановиться. У оторопевших водителей изымали права за «непредоставление преимущества машине со спецсигналами». Никакие ссылки на то, что водитель просто не успел уйти со своей полосы, не помогали. Теперь Виталию и Владимиру предстоит длительное «бодание» с ГАИ, а, скорее всего, и суд. По закону обоим может грозить лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
АВТОЛЮБИТЕЛИ РОССИИ ПРОТИВ ВЛАСТЕЙ
Первые массовые акции протеста автовладельцев прошли еще в 1993 году, когда правительство решило запретить в России эксплуатацию машин с правым рулем. После того, как весь Дальний Восток, где доля японских машин составляет более 90%, встал на дыбы, в ситуацию вмешался президент Борис Ельцин, и запрет был отменен.
Несколько раз на улицы выходили автодилеры, протестовавшие против очередного повышения пошлин на ввозимые подержанные иномарки, но их действия практически никакого результата не приносили. Лишь осенью 2005 года народные волнения во Владивостоке вынудили местных таможенников отменить повышение тарифов на растаможку ввозимых японских машин.
В апреле 2004 года по инициативе радиостанции «Серебряный дождь» была проведена акция протеста, символом которой стали белые ленточки, повязанные на машины. Список претензий автолюбителей к властям был обширен: от завышенных тарифов ОСАГО до обилия мигалок на дорогах.
Одна из самых значительных акций автовладельцев опять же связана с планами правительства по запрету праворульных машин. 19 мая 2005 года во многих городах России на улицы выехали колонны японских автомобилей. Во Владивостоке около пяти тысяч машин практически парализовали центральную часть города. А в Москве около 300 «японок» припарковались у Белого дома и отчаянно гудели, призывая правительство обратить внимание на свои проблемы. Еще одна группа автомобилистов была заблокирована инспекторами ГАИ на Кутузовском проспекте. После этих событий чиновники «дали задний ход», заявив, что их неправильно поняли, а воодушевленные своим успехом водители создали общественную организацию «Свобода выбора», которая сейчас координирует многие подобные акции протеста, в том числе и ту, что прошла 28 января 2006 года.
АЛЕКСАНДР БОГОМОЛОВ
30.01.06
понедельник
***