Жители Самары обеспокоены возможностью заразиться вирусом птичьего гриппа. Готовиться ли нам к эпидемии? Можно ли сделать прививку? С этими и другими вопросами обозреватель интернет-канала «Самара Сегодня» Ольга Петропавловская обратилась к кандидату медицинских наук Наталье Горлиной.

По каким-то, только ему известным причинам, прошедший год Петуха немилосердно обошелся со своим отрядом куриных, чем изрядно напугал население планеты. Мир готовится отразить атаку птичьего гриппа, который, поговаривают, будет пострашнее испанки, поразившей планету в 1918-1919 годах. И это несмотря на то, что по официальным данным на сегодня зарегистрировано всего 120 случаев заражения человека птичьим гриппом. Однако, вопреки статистике, обеспокоены возможностью заразиться многие.

Основной вопрос в том, насколько вирус птичьего гриппа опасен для человека?

Н. Горлина: На сегодняшний день существует огромное количество раз­новидностей вирусов гриппа. Но все пандемии были связаны с тем, что появлялся принципиально новый, из­мененный вариант возбудителя. Для организма человека он оказывался особенно тяжелым. Охват той же испанки был огромным: 40% населения индустриально развитых стран было инфицировано, заболело примерно 20%. В последние сто с лишним лет во всем мире циркулировали определенные наборы вирусов гриппа. И вот появился принципиально новый штамм H5N1, который пока поражает преимущественно птиц. Чтобы началось эпидемическое распространение, вирус должен так же эффективно передаваться от человека к человеку.

ВОЗ занимается этой проблемой с 1997 года, когда в Гонконге был впервые выделен H5N1. За эти 8 лет официально зарегистрировано и документировано 120 случаев заболеваний у людей. То есть мы можем сказать, что число заболевших людей ничтожно мало. Но мы опасаемся, что в процессе эволюции произойдет адаптация микроба и он сможет более эффективно поражать человека, поэтому сегодня лучшие научные центры мира занимаются этой проблемой.

Чем отличаются симптомы птичьего гриппа у человека от обычного течения заболевания? И каковы его последствия?

Н. Горлина: Как показывают наблюдения, клиническая картина птичьего гриппа в начале заболевания практически ничем не отличается от обычной. Но затем высок риск тяжелого поражения легких.

В России были случаи заболевания среди людей?

Н. Горлина: Об официально документированных случаях птичьего гриппа среди людей в нашей стране мне слышать не приходилось.

Есть ли надежда, что проблема будет решена достаточно быстро, ведь с раком, СПИДом мы окончательно справиться никак не можем. А с гриппом?

Н. Горлина: Что значит «окончательно справиться»? Есть феномен инфекционных заболеваний. Мы никогда не сможем с ними справиться. По одной простой причине — вирусы являются естественным спутником человека. Существует два мира: микро и макро, взаимодействие микробов и людей происходит постоянно. Идет адаптация и человека к микробам, и микробов к человеку. И для выживания микроорганизмам необходима мутация. Только благодаря изменчивости вирусы могут существовать достаточно долго, поэтому в процессе эволюции появляются новые штаммы. Что касается птичьего гриппа, то вирус H5N1 на самом деле не единственный, с которым связывают это заболевание. Есть другие разновидности вирусов птичьего гриппа. В частности, выделены штаммы H9N2, H7N2 и т. д. Но именно H5N1 оказался самым вирулентным, то есть опасным для человека. Потенциально он рассматривается как штамм, способный вызвать пандемию. Тревогу вызывала миграция птиц как способ распространения вируса. Сейчас миграция уже закончилась. Обратный процесс пойдет весной.

А другие животные, кроме птиц, могут инфицироваться этим гриппом?

Н. Горлина: Термин «птичий» в отношении разновидности вируса гриппа H5N1 условен, просто именно у птиц он вызывает фатальную инфекцию. В то же время имеются исследования, в которых показано, что H5N1 может обнаруживаться и у некоторых млекопитающих. Это, в частности, тигры, леопарды, у которых, правда, инфекция не носит фатальный характер. В конце концов, люди тоже относятся к млекопитающим.

Каким образом может заразиться человек?

Н. Горлина: Группа риска — те, кто имеют прямой контакт с птицей. То есть люди, которые профессионально занимаются выращиванием домашней птицы, работают на фермах.

А можно ли привиться от птичьего гриппа?

Н. Горлина: На сегодняшний день вакцины от него нет, однако во многих странах проводятся исследования по разработке такой вакцины.

В этом году усиленно призывают прививаться от обычного гриппа. Говорят, это необходимо, чтобы предотвратить мутацию вируса птичьего гриппа, который может смешаться с человеческим…

Н. Горлина: Никакого отношения вакцинация к птичьему гриппу не имеет. Ее проводят для того, чтобы снизить риск тяжелого и осложненного течения обычного гриппа. Но даже человек, который был привит, может заболеть. Кроме того, вакцинация не подразумевает повальные прививки среди всего населения. Существуют определенные категории граждан, у которых грипп чаще протекает тяжело и с осложнени­ями. Это дети и пожилые люди старше 65 лет, лица, имеющие хронические заболевания дыхательных путей или сердечно-сосудистой системы. Еще прививку необходимо делать тем, кто имеет тесные и обширные контакты с людьми, к примеру, сотрудникам боль­ниц и поликлиник.

А если ребенок аллергик, стоит ли рисковать и прививать его от гриппа, да­же в условиях ожидаемой эпидемии?

Н. Горлина: Каждый случай должен анализироваться врачом отдельно и подробно. Причем я советую избегать так любимого многими самолечения. Ведь из-за него больные поздно поступают в медицинское учреждение, и могут возникать осложнения. Начинается инфекционное заболевание с лихорадки, ломоты в теле, головной боли… Но под маской одного заболевания (скажем, вы считаете, что у вас грипп) может скрываться то, о котором вы и не думаете совсем. Я приведу статистику по Западной Европе, полученную путем опроса врачей: среди европейцев, обратившихся за медицинской помощью по поводу гриппа, около 80% делают это в первые два дня с момента заболевания. У нас такого исследования не проводилось, но и без него мы понимаем, насколько низок в России этот показатель.

А как вы относитесь к народным средствам профилактики? Можно вместо прививки, скажем, пить настой чеснока и лимона?

Н. Горлина: Чеснок, лук и лимон — прекрасные средства. Но это не лечение. И альтернативой вакцинации они тоже быть не могут. Задачи вакцинации и поддержки организма с помощью народной медицины — совершенно разные.

А все-таки вред от прививок сопоставим с тем вредом, которым грозит организму грипп?

Н. Горлина: Если бы прививки были вреднее гриппа, их бы давно отменили. В каждой стране есть свой календарь прививок. И в России он не самый напряженный. Все страны, кроме самых бедных, прививаются от разных болезней. Благодаря своим, отечественным, вакцинам мы одними из первых добились существенного снижения распространения ряда инфекционных заболева­ний. Это было еще в конце 60-х годов.

Но грипп как был, так и есть, да еще и становится страшнее.

Н. Горлина: И через 50, и через 100 лет люди будут болеть гриппом. Но после любого инфекционного заболевания вырабатывается иммунитет. Поэтому тот вирус, который вызвал когда-то испанку, сегодня не представляет большой опасности. Существует такая вещь, как клетка памяти. Сформировавшийся иммунитет со временем, конечно, ослабевает, но в организме сохраняются особые клетки, которые способны быстро его восстановить в тот момент, когда произойдет контакт с определенным вирусом.

Так все-таки мы ждем в этом году эпи­демию обычного гриппа или птичьего?

Н. Горлина: Мы ждем обычный грипп типа А. И пока отсутствуют предпосылки, что сезон 2005/06 годов будет характеризоваться необычным течением гриппа.

Ольга Петропавловская,

обозреватель интернет-канала «Самара Сегодня».

(Иллюстрация с сайта «Петербург-онлайн»)

*