Шпионские страсти на фоне гражданского общества
(Фонтанка.Ру). Набирает обороты шпионский скандал между Россией и Великобританией. На минувшей неделе широким массам сообщили, что ФСБ поймала четырех британских разведчиков, которые, работая под прикрытием посольства Великобритании в Москве, финансировали несколько российских некоммерческих организаций. Подобная «битва спецслужб» разгорелась впервые со времён «холодной войны». Эту странную историю комментируют известный историк Валерий Островский, правозащитник Борис Пустынцев и политолог Борис Вишневский.
Набирает обороты скандал в отношениях между Россией и Великобританией. На минувшей неделе широким массам сообщили, что ФСБ поймала четырех британских разведчиков, которые, работая под прикрытием посольства Великобритании в Москве, финансировали несколько российских некоммерческих организаций. В частности, нам заявили, что курировал работу с неправительственными организациями и занимался их финансированием от имени Фонда глобальных возможностей ни много ни мало второй секретарь посольства Марк Доу. Наши спецслужбы заявляют, что собираются внимательно разобраться, на что шло это финансирование. В этой связи журналисты газеты «Тайный советник» попросили петербургских правозащитников и политологов оценить суть конфликта и прокомментировать ситуацию.
Валерий Островский, историк, политолог, кафедра европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ:
— После окончания «холодной войны» разведчикам всех стран стало непонятно, чем заниматься. В принципе, разведка и контрразведка должны защищать свою страну и своих граждан. Думаю, что планы использовать некоммерческие организации в каких-то политических целях у западных разведок есть. Но, с моей точки зрения, это глупость. Чем больше будет вмешательства извне (с запада, с востока, с севера, с юга) в деятельность общественных организаций и гражданского общества, тем хуже для самого гражданского общества. Гражданское общество должно развиваться естественно.
С другой стороны, наши контрразведчики, на мой взгляд, до сих пор верят в то, что «холодная война» продолжается. Им надо доказать свою полезность. Я не думаю, что был внешний заказ (когда говорят, что ФСБ сверху приказали и они такую ситуацию подстроили). Это внутреннее убеждение: надо что-то сделать для своей страны. А что сделать в новых условиях, не все себе представляют. И работают старыми методами: насмотрелись старых фильмов, начитались старых книг и старых внутренних методичек.
Я убежден, что госпожа Алексеева, которая получала гранты для Хельсинкской группы от английского правительства, не может быть шпионкой и не может быть агентом влияния. Она свое уже отсидела в советское время. Она сотрудничает с властью честно, откровенно и лояльно. Это выражается в критике. Но критика – это тоже сотрудничество.
Я допускаю, что среди некоммерческих организаций есть прохвосты, которые получают деньги для того, чтобы просто «распилить» их, жить хорошо, попутно выполняя, вольно или невольно, какой-то заказ. Но меня в данном случае удивляют наши политики, которые ухватились за этот эпизод для того, чтобы лишний раз зафиксировать свою преданность лично В.В.Путину. Вся эта история – мелочность политиков, драма контрразведчиков и недоумение нормальных людей.
Борис Пустынцев, председатель общественной правозащитной организации «Гражданский контроль»:
— Это полный бред. Никакие западные спецслужбы не финансируют российские общественные организации. Эти деньги идут по программам правительственных и частных фондов с солидной репутацией в мире. Во всех странах переходного периода международные фонды поддерживают становление демократии и развитие гражданского общества. Даже если в консульствах и посольствах какие-то дипломаты выполняют функции разведчиков и в каком-то официальном качестве ставят свои подписи под какими-то документами, это ни в коем случае не порочит сами неправительственные общественные организации.
Все это вообще сомнительно. С каких это пор ФСБ стала так хорошо работать? Обычно они ловят кого? Никитиных, Пасько, Сутягиных, Даниловых и прочих. Но даже если поверить во вдруг возросшую компетентность ФСБ, то все равно все эти страсти не имеют никакого отношения к общественным организациям.
На сочинение закона о неправительственных общественных организациях нынешнюю власть сподвигло инстинктивное чекистское стремление контролировать все, что только шевелится. И эту историю они подвели специально ко времени, когда вступает в действие этот закон. Они, естественно, хотели бы уничтожить единственный оставшийся центр консолидации оппозиционных настроений в виде независимых НКО. Плюс они испытывают панический, ни на чем не основанный страх перед, так сказать, «украинизацией» российского политического пространства. Могли бы спать спокойно — не будет здесь «оранжевых революций»!
Борис Вишневский, политолог:
— Эта история лишний раз доказывает, что наша ФСБ сохранила не только кадры, но и менталитет высшего Комитета государственной безопасности. По их мнению, все, исходящее от Запада, может быть только враждебным, все, кто получает финансовую поддержку от Запада, могут получать ее только на антигосударственную, враждебную нам и шпионскую деятельность, все, кто хочет оказывать какую-то помощь нашим некоммерческим организациям, могут делать это только с целями нанести вред нашему государству. И они ищут любые, даже самые абсурдные предлоги для того, чтобы продемонстрировать это гражданам.
В Кремле сегодня всеми владеет некий страх: перед ними маячит «оранжевый кошмар», ибо они видят, что было в Грузии, что было на Украине, что было в Киргизии. Так же, как раньше происходящее у нас объяснялось происками западных спецслужб американского империализма, так сегодня это объясняется враждебным отношением со стороны Запада, который не жалеет денег на то, чтобы навредить нашему «особому пути». Я понимаю, что наши спецслужбы привыкли к тому, что любая критика наших властей — это антигосударственная деятельность, я понимаю, что эти люди, так же как и Владимир Владимирович Путин, искренне, глубоко и последовательно ненавидят свободу, демократию и разномыслие. И конечно, они будут делать все, чтобы организовывать такие пропагандистские воздействия, как сейчас.
Лично меня мало интересует, кто, когда и какие документы о выделении каких-то денег на помощь нашим некоммерческим организациям подписывал. Деятельность этих организаций прозрачна. Они регулярно проверяются сверху донизу. Деятельность их является и благородной, и нужной обществу. И если даже кто-то из тех, кто подписывал какие-то документы, потом был в чем-то заподозрен, это никоим образом не бросает тень на деятельность самих некоммерческих организаций.
Подготовила Дарья Высоцкая
Полная версия будет опубликована в свежем номере еженедельника «Ваш тайный советник», который выйдет из печати в понедельник, 30 января.
27/01/2006 14:20
*