Китай купил казанские вертолеты. Но делать их будут в Улан-Удэ
Как стало известно Ъ, на днях был парафирован контракт на поставку в Китай 24 вертолетов Ми-17 на сумму около $200 млн. Однако уже после парафирования контракта его исполнитель неожиданно поменялся: вместо Казани вертолеты сделают в Улан-Удэ. Руководство Казанского вертолетного завода надеется, что Китай, сам выбравший производителя, откажется заключать соглашение с Улан-Удэнским авиазаводом и контракт вернется в Казань.
Официальный представитель объединенной промышленной корпорации «Оборонпром» (она является управляющей компанией вертолетного холдинга, в который входят основные вертолетные заводы РФ, производящие вертолеты марки «Ми») вчера сообщил Ъ: «Соглашение на поставку 24 вертолетов Ми-17 Китай парафировал с Казанским вертолетным заводом. Их поставка должна быть выполнена в течение 2006 года. Однако с целью рациональной загрузки производства в рамках холдинга коллегиально было принято решение о переводе заказа с Казанского вертолетного завода на Улан-Удэнский авиационный завод, собирающий аналогичные вертолеты». Представитель «Оборонпрома» напомнил, что по итогам прошлого года Улан-Удэнский авиазавод (63% акций принадлежат «Оборонпрому») изготовил 35 вертолетов. В свою очередь казанский завод (30% акций принадлежит «Оборонпрому») ранее сообщал, что собрал в 2005 году около 50 машин.
Как рассказал Ъ источник в оборонно-промышленном комплексе Татарии, китайская сторона еще не приняла окончательного решения о подписании контракта с Улан-Удэнским авиазаводом. «Сделка действительно готовится, но на сегодня остается неоформленной и неподписанной»,– пояснил источник. Он назвал ситуацию неоднозначной и дал понять, что она может развернуться на 180 градусов. «Административный ресурс, ограничивающий конкуренцию среди производителей, не может повлиять на выбор заказчика»,– сказал собеседник Ъ.
По его словам, до начала 90-годов для исключения внутренней конкуренции между двумя серийными заводами существовало «джентльменское соглашение» о том, что Китай является рынком сбыта улан-удэнских вертолетов. Но в последние годы, когда каждое предприятие выживало как могло, в Китай шли вертолеты и из Улан-Удэ, и из Казани. За последние десять лет, по данным источника, Казанский завод поставил в Китай 172 вертолета, последние поставки были выполнены в прошлом году.
В свою очередь источник Ъ на Улан-Удэнском авиационном заводе подчеркнул: «Наше предприятие имеет хорошие связи с Китаем, поставив в эту страну за последние десять лет около 90 вертолетов в транспортном и пассажирском вариантах. Последняя отгрузка двух машин состоялась в декабре. В настоящее время идут переговоры о создании в Китае нашего сервисного центра. Видимо, поэтому «Оборонпром» принял решение передать этот контракт нам».
ЛУИЗА Ъ-ИГНАТЬЕВА, Казань; АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА, Санкт-Петербург; КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ
№ 15 (№ 3346) от 28.01.2006, СБ
*