В Самаре был свой Глеб Жеглов. Знаменитая банда «Черная кошка» наводила ужас на всю губернию
Более 60 лет назад, в августе 1943 года, помощник прокурора Чапаевска Григорий Ищейкин получил приказ о назначении в органы МВД — в отдел по борьбе с бандитизмом. С этого момента началась история самарского Жеглова, которому пришлось сражаться с местной бандой «Черная кошка».
Эпопея с загадочной бандой началась шестого апреля 1945 года. В этот день на зданиях райкома партии и редакции районной газеты села Красный Яр появились листовки с таким текстом: «Привет ворам, капут фраерам. Шестого апреля 1945 года прибыло несколько членов из банды «Черная кошка». Действуют в течение пяти дней. Секретарь «Черной кошки» Паленый».
Время тогда было неспокойное, а потому среди обывателей сразу же началась паника. Она нарастала с каждым днем. В другие регионы просочилась информация о том. что в Самаре действует банда «Черная кошка», которой ограблен драматический театр, и что по городу ходить просто опасно. Улицы по вечерам пустели.
Из Москвы на волжские берега для выяснения ситуации прибыла специальная группа. Ее сотрудники тут же взяли показания у одного местного снабженца. Со слов мужчины выходило, что трамвай, в котором вечером ехал он и еще несколько человек, остановила группа неизвестных с наганами в руках. Бандиты заставили людей выйти, раздеться и отдать все ценности и деньги.
Увы, после утомительного расследования выяснилось, что этот мужчина психически нездоров и ограбление было всего лишь порождением его воспаленного разума. Впрочем, панические настроения граждан приводили и к более плачевным результатам.
Однажды на улице Пролетарской к одному из домов подошли трое граждан. Постучались и произнесли: «Привет, мы из «Черной кошки!» Все, кто находился в тот момент в доме, впали в полуобморочное состояние. Одна из женщин так перепугалась, что выбросилась из окна, разбив стекло, и получила многочисленные порезы и ушибы.
Вызванный наряд милиции уже через два часа выследил «бандитов». Ими оказались решившие пошутить двадцатилетние рабочие и помощник одного из районных прокуроров Самары.
Примерно в то же время оперативники вышли на авторов знаменитых листовок с предупреждениями о гастролях «Черной кошки». Ими оказались сельские подростки. Они и подумать не могли, что невинная шалость обернется такой паникой…
Впрочем, несмотря на то, что никакой «Черной кошки» в Самаре не обнаружилось, в это время в городе на самом деле действовала банда, чья кровавая история могла лечь в основу сценария знаменитого фильма.
В губернии тогда бесчинствовало множество банд, благо, оружия в стране было навалом. Самарцы знали банды Григорьевых, Глухова, Беркута… Однако новоявленное сообщество преступников, которое возглавил Василий Аграфенин, или Васька-Граф, отличалось особой наглостью и проходило по милицейским сводкам под кодовым названием «Дерзкие».
Банда состояла из девяти человек в возрасте от 17 до 19 лет. Кроме Васьки-Графа в нее входила еще одна легендарная в самарском уголовном мире личность — известный карманник Бенечка, или Николай Сумароков.
А начинали бандиты с краж зерна с барж, стоящих на Сухой Самарке. Ночью подплывали и грузили пшеницу в свои лодки. Всего им удалось увести более трех тонн зерна. Потом грабителей заметил патруль. Взять преступников тогда не удалось: они, не раздумывая, открыли по охране огонь.
После налетов «Дерзкие» отсиживались в «малинах», которых было множество в районе нынешней улицы Пензенской. Накрыли их после двух месяцев активных поисков 28 июля 1945 года на улице Пионерской. За ходом операции лично следил подполковник Матвей Авилов, начальник отдела уголовного розыска областного управления. А вести дело Васьки-Графа поручили капитану милиции, тридцатидвухлетнему Григорию Ищейкину, начальнику первого отделения отдела по борьбе с бандитизмом. Он выследил «Дерзких» и подготовил операцию по их задержанию.
Брать преступников решили в два часа дня на пересечении улиц Пионерской и Куйбышева. В это время суток район обычно вымирал, и у оперативников были шансы взять преступную группу без случайных жертв.
Окруженные оперативниками бандиты начали перестрелку, в которой был убит 24-летний милиционер Георгий Скорняков. Но это оказалось последним преступлением «Дерзких». Васька-Граф был тяжело ранен и через два часа скончался в медсанчасти управления внутренних дел. Из всей банды в живых остался только вор Бенечка. Его отправили в Сибирь, там его следы затерялись.
А слухи о «Черной кошке» после уничтожения банды Васьки-Графа как-то сами собой затихли.
Наталья ГРЕБНЕВА,
г. Самара
«Куйбышевский железнодорожник»
№ 3 (9958) от 27.01.2006
*